г. Астана,
ЖК Радуга пр. Кабанбай батыра,
д.5/1, НП-2
info@aqniet.com
В рамках грантового проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» руководитель представительства ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» в Северо-Казахстанской области Ерденов Жигер Ержанович и теолог-консультант указанного представительства Мустафин Канат Желкыбаевич выступили с лекцией об основных и специфических характеристиках такфиритов и джихадистов для специалистов РГУ «Учреждение ЕС-164/8».
Для радикальных групп характерны следующие признаки, присущие экстремистским и в целом криминальным группировкам:
- скрытность (конспиративность), в условиях которой радикальные субъекты и структуры только и могут воплощать свои замыслы и что обеспечивает подпольную практику организации или группы;
- организованность - для реализации своих целей, будь то идеологическая пропаганда или нарушение религиозных гражданских прав других людей, требуется коллективность;
- немногочисленность - данный принцип тесно связан с принципом скрытности, т.е. для того, чтобы совершить экстремистский акт «излишне» посвящение в процесс его подготовки большого числа людей, в этой связи отдельная группа экстремистского направления, в среднем, насчитывает 5-7 человек.
Имеются также и специфические принципы:
- использование религиозного прикрытия (религиозный камуфляж) - ниже будет подробно описана суть оказываемого влияния на потенциальных и реальных адептов экстремистскими течениями, однако здесь необходимо отметить, что в основе управления членами таких организаций лежит манипулирование религиозными чувствами людей или их религиозностью. Именно от имени религии вещает, как правило, любой радикальный проповедник. Его религиозные лозунги без истинно духовного содержания (или с искаженными религиозными смыслами) по причине религиозной непросвещенности адептов толкают их на преступления экстремистского толка;
- наличие харизматического лидера - идеологическая составляющая деятельности радикальных групп занимает значимое место и имеется постоянная потребность в сильном лидере, нередко с даром ораторства и убеждения;
- связь с зарубежными «шейхами» - любая радикальная идеология имеет внешнее для Казахстана происхождение. Поэтому, в конечном итоге, все идейные и структурные связи казахстанских радикалов ведут за рубеж, откуда осуществляется их идеологическая подпитка и организационное воздействие. Там, за кордоном, находятся те, кто готов выдавать «фетвы» (религиозно-нормативные предписания), дающие разрешение на совершение взрыва, убийство и т.д.
Для всех групп такфиро-джихадистского направления свойственны единые способы воздействия на население, узлы манипуляции сознанием и иные текущие характеристики.
Способы воздействия на население:
- распространение среди молодежи искаженных толкований постулатов, учений и понятий по тем или иным вопросам ислама;
- ограничение и накладывание рамок на критическое и рациональное мышление человека, заставляя путем психологических манипуляций принять на веру внедряемые взгляды и убеждения;
- воздействие на эмоциональную сферу человека через игру на его религиозных чувствах: братства, сострадания и жалости, ненависти к обидчикам и т.п.
Узлы манипуляции сознанием (направленное искаженное толкование исламских положений):
- «Кто не совершает намаз - тот кафир» (без учёта истинных положений мусульманского права - шариата и фикха);
- «Кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, - тот кафир или тагут» (наряду с искажением смысла данного положения, радикалам свойственен буквализм и требование его неукоснительного соблюдения);
- принцип «ал-вала уа-л-бара» (дружба и непричастность) (непричастность трактуется не как отречение от греховного, а как ненависть к тем, кто не с радикалами);
- ограничение доступа к своим группам теологически подкованных и других людей, могущих отвратить их членов от идеологии такфиризма и «джихадизма», а также использование в определенно направленной трактовке понятий: «аманат» (не выносить «секретов» из группы, жамагата), «гайбат» (т.е. чтобы якобы не делали «наговор», «сплетню» на других верующих, поддерживая авторитет радикальных лидеров в случае критики с чьей-либо стороны) и др.;
- пропаганда борьбы с «тагутом» (идолами) на основе религиозной ненависти к идолам, в то время как под идола искаженно подводится светское государство и его структуры, что обусловливает агрессию членов радикальных групп по отношению к правоохранительным и иным государственным органам.
Такфиро-джихадистские группы по всему миру, в том числе во всех «горячих» точках и иных местах их присутствия, имеют схожие основные характеристики:
- отчужденность от основной массы общества, организованность и страх распасться;
- готовность убивать и быть убитым;
- мобильность и оперативность;
- обустройство своих спортзалов, активная физическая подготовка, продвижение идеи группирования в дружины с целью «самозащиты» (данная тенденция наблюдалась в практике террористической организации «Исламское движение Узбекистана» раннего периода в 1988-1991 годах );
- военно-тактическая подготовка с целью дальнейшего применения;
- управление через интернет, что подтверждает внешнее происхождение радикальной религиозной идеологии и её внедрение извне;
- роль лидеров групп, которым свойственна харизматичность и физическая сила как естественные ценности молодых людей;
- криминализация (совершение преступлений и устремления расширить свою численность за счет уголовников);
- радикальность женских сторонниц разного возраста, оказание негативного влияния на мужей и сыновей путем мотивирования их на осуществление терактов и выезд на т.н. «джихад» в «горячие» точки.
Уловки такфиритов:
- «Правило» «не делать гайбат на братьев» - заключается в том, чтобы под предлогом «сохранения своего лица», а также «сохранения чести братьев по вере» располагать возможностью и поводом встречно обвинить в распускании сплетней тех, кто с порицанием относиться к такфиритским воззрениям и лидерам.
Дело в том, что в ходе профилактики религиозного радикализма теологами и экспертами проводится работа, направленная на снижение авторитета лидеров и идеологов такфиризма в глазах жамагата. Потому указанная уловка дает такфиритам возможность остаться в «выгодном» положении перед своим окружением и вывести из-под удара критики своих идейных наставников и структурных лидеров.
- Искуссно осуществляются манипуляции поведением верующих на основе игры с понятием «аманат» (доверие, доверенное), в результате чего верующие утаивают от окружающих и компетентных государственных органов достоверно известные им сведения о фактах подготовки террористических и экстремистских актов, так как считают, что если выдадут своих «братьев», то станут «лицемерами» (мунафик) и будут наказаны вечным адом.
Такая скрытность приверженцев такфиризма говорит об их вовлеченности в подпольную и конспиративную деятельность, начало которой закладывает искаженное толкование термина «аманат» и внушение его адептам. При этом в Коране относительно преступлений и причастности к ним закреплено строгое требование к мусульманам обязательно говорить только правду, без сокрытия и утаивания, даже против самих себя и своих близких родственников. В действительности, преступление запрещается скрывать под аманатом.
- Часто используется введение в активный оборот радикалов понятия «мурджи’ит» в отношении тех теологов, которые не разделяют их радикальных позиций по практике обвинения в неверии – такфир, и по псево-джихаду («джихадизму»). При этом сами радикалы смутно представляют себе действительное понимание термина «мурджи’изм».
Данные уловки под видом неких исламских понятий представляют собой манипуляции и на уровне внушений принуждают, заставляют простых верующих неосознанно оставаться в рядах радикалов. Однако интерпретация используемых понятий изначально искажена, выгодно подтянута под ситуацию, о чем, как правило, не известно простым адептам, до которых эти понятия доводятся.
В случае, если в практике специалистов встретятся подобного рода уловки, то рекомендуется обратить более пристальное внимание на персоны, которые применяют или распространяют их.
Что такое «джихадизм»?
Джихад в действительном смысле является исламским понятием, несущим в себе исключительно позитивный смысл усердия человека на пути борьбы со своими пороками и греховностью, а также защиты родных и близких, своего Отечества от внешних противников, агрессоров и захватчиков.
«Джихад» в искаженном понимании экстремистски настроенных лиц трактуется как война с «немусульманами» («кафирами», «неверными») для установления собственной власти, выдаваемой за «шариатское правление на основе Корана и сунны». При этом на основе «такфира» «неверными» объявляются именно мусульмане, которые не желают выступать против светского государственного устройства или не обвиняют других в «неверии».
«Джихадизм», основанный на псевдо-джихаде - это экстремистская идеология и практика, основанная на такфиризме и искаженном толковании источников ислама и шариатских понятий и направленная на разжигание религиозной розни, свержение конституционного строя, осуществление вооруженных действий против действующей власти и структур, обеспечивающих ее функционирование.
К одному из основных искажений в толковании понятия «джихад» относится возведение его до уровня шестого столпа ислама, наряду с произнесением и принятием сердцем калимы, намазом, постом, закятом и хаджжем, а также вменение джихада в обязанность каждого мусульманина.
Мусульманам внушается, что исполнения пяти столпов (аркан) недостаточно и будущее ислама зависит только от «джихада», который трактуется, в первую очередь, как вооруженная борьба с «неверным режимом».
«Джихадизм» порочит сам Ислам, развивает в человеке суицидные наклонности, тем самым подрывает духовно-нравственные и моральные устои общества, толкает к развращению и грехопадению. Он представляет собой универсальную воинствующую псевдо-исламскую идеологию, которая пропагандирует вооруженную подпольную подрывную деятельность и создание боевых групп. Насилие – основное средство такого «джихадизма».
Особое место в «джихадизме» занимает подготовка т.н. «шахидов», для чего используются психологические манипуляции и приемы внушения на основе обмана религиозных чувств верующих. В результате, такие «шахиды», по сути, являются смертниками, с травмированной психикой, готовыми совершить самоубийство, сопровождаемое нанесением огромного вреда невинным людям.
Сторонниками идей «джихадизма», как правило, становятся люди, сформировавшие в своем сознании неправильное понимание истинных основ ислама, а также лица, склонные к насильственным преступлениям и несправедливому захвату чужого имущества с целью личной наживы. Постоянные поиски сторонниками данного радикального явления применения себя в каком-либо «джихаде» является результатом их зомбированности, духовного упадка и личностной деградации.
«Джихадизм», основываясь на такфиризме, представляет собой непосредственную угрозу патриотизму казахстанцев, так как позволяет выступать против своих соотечественников, предательски выводя в «неверие», в первую очередь, представителей казахского народа, являющегося базисом казахстанской государственности.
Объявление «джихада» представителям власти, правоохранительных органов, силовых структур, которые в силу своего долга защищают и поддерживают государство, противоречит исламу и шариату.
На основе «джихадистской» концепции «ближнего врага», разработанной идеологом «Братья-мусульмане» Саййидом Кутбом, любовь к Родине сравнивается «джихадистами» с идолопоклонством, с которым надо бороться посредством «джихада».
При этом в силу духовного манкуртства и интеллектуальной слепоты они не разумеют, что государство не может представлять собой идола («тагута») - т.е. объекта поклонения, помимо единственного Бога - Аллаха, так как, на самом деле, оно является организованным аппаратом конкретных людей, которые объединены единой целью работы ради достижения общественных благ.
Концепция «ближнего врага» используется также для вербовки молодых, неопытных и религиозно необразованных мусульман в «горячие» точки, где они по-настоящему становятся жертвами навязанных им мнимых идеалов. Участвуя в свержении неугодных определенным силам режимов, объявляемых «властью угнетателей мусульман - тиранов», «богоотступническими» (муртаддскими), «безбожными» (кафирскими), в итоге, завербованная верующая молодежь выставляется как «пушечное мясо» на пути продвижения псевдоисламских идеологий и чьих-то корыстных политических интересов.
Особенностью сторонников «джихадизма» является подпольная деятельность под «аманатами» (секреты), которая служит идеологической установке сохранения в тайне скрытно проводимых экстремистских планов.
«Джихадизму» сегодня свойственна быстрая адаптация к изменяющимся условиям и активное реагирование на выработку доводов против основ его идеологии и тактики.
Идеологические ухищрения и манипуляции «джихадизма» основаны далеко за пределами Казахстана, в чужих исторических и политических реалиях. Структурными и идейными прототипами и оплотами «джихадизма» являются террористические организации: «ал-Джихад», созданная в конце 1970-х годов в Египте ‘Абд ас-Салямом Фараджем и идеологически обновленная одним из идейных лидеров современного терроризма Айманом аз-Завахири, «ал-Джама‘а ал-исламийа», отколовшаяся от нее, всемирная сеть «ал-Ка‘ида» и другие.
«Джихадизм» запрограммирован на активную пропаганду и вовлечение в свои ряды новых адептов.
Особенную опасность «джихадистская» пропаганда приобретает в связи широкими возможностями быстрого распространения информации через интернет: сайты, социальные сети, электронная почта, а также мобильную связь. В этой связи необходима адекватная и постоянная профилактическая и контрпропагандистская работа среди населения, в особенности молодежи.
Необходимо знать, что:
- провокационные призывы «джихадистов» в действительности преследуют корыстные и криминальные цели;
- истинный джихад является усердием на пути борьбы с собственными пороками и защиты своей Родины от недоброжелателей;
- нет джихада без приказа правителя страны, одобрения ученых и согласия родителей;
- настоящий джихад осуществляют защитники нашего Отечества, которые несут военную службу и в мирное время, и они в первых рядах будут стоять на страже обороны и безопасности страны, не жалея жизни;
- ислам не приемлет скрытности и какой-либо подпольной деятельности;
- в Республике Казахстан деятельность, связанная с разжиганием религиозной розни и призывами к насилию, признается экстремистской и строго карается законом;
- идеология, стратегия и тактика «джихадизма» как социально-политического феномена должны рассматриваться в сочетании с политологией, социологией, психологией, правом и другими науками.
Грантовый проект «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» реализуется ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» под эгидой Центра поддержки гражданских инициатив.