г. Астана,
ЖК Радуга пр. Кабанбай батыра,
д.5/1, НП-2

info@aqniet.com

Представитель ОФ «Aqniet» обсудил с верующими толкование понятия «джихад»

В рамках проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» руководитель представительства ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Aqniet» в Акмолинской области Садуев Рустам Серикович провел теологическое занятие с осужденными верующими в РГУ «Учреждение ЕЦ-166/18».

Рустам Садуев, в частности, привел слова Ибн Абидина, который сказал, что джихад - это расходование всех сил и энергии на пути к Аллаху посредством денег, слов, мысли или увеличения потомства. Таким образом, известный исламский богослов видел джихад намного шире, нежели его видят сегодня некоторые богословы. Имам аль-Карафи, подчеркивая, что джихад является средством, а не целью, пишет: «Положения шариата гласят о двух сторонах действия: целях (намерениях) и средствах. К целям относится хадж, а путь следования к хаджу является средством. Защита религии, проповеди - это цель, а джихад - средство». Завершая рассуждения о данном вопросе, аль-Карафи пишет: «Несмотря на кажущуюся очевидность того факта, что средство не ведет к цели, считать так будет ошибкой».

Другими словами, сегодняшние боевые действия некоторых мусульманских групп отталкивают от Ислама намного сильнее, нежели призывают к нему, поэтому зачастую джихад как средство распространения Ислама сегодня себя не оправдывает. Несмотря на то, что вооруженный джихад никто не отменял, практиковать его на деле с богословской точки зрения практически невозможно. Исламские богословы говорят о том, что одной из ключевых целей джихада является распространение Ислама, которое осуществляется разнообразными способами. Если ни один из способов донесения религии невозможен, тогда остается последний вариант - ведение джихада для распространения Ислама. На сегодняшний день этот вариант практически невозможен, так как существует огромное количество возможностей распространять Ислам мирным способом, например, телевидение, газеты, социальные сети, интернет и прочее.

Известный сирийский богослов Вахба аз-Зухайли в своем труде «Последствия войны» сказал: «Нельзя примешивать к пониманию джихада некое понимание о необходимости принуждения людей к принятию Ислама, такого просто не может быть, и это отрицается любым здравым разумом. Вероубеждение укрепляется в душе, только если оно доходит до сердца».

Всевышний Аллах говорит: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения». Джихад - эта борьба, которая происходит на двух фронтах: внутреннем и внешнем. Внутренний фронт можно описать как стремление обрести свою сущность, а внешний - это сделать возможным постижение своей сущности кем-то другим. Первый - это большой джихад, а второй - малый. Первый основан на преодолении препятствий между собой и своей сущностью, когда человек путем познания собственного естества достигает божественных знаний, любви и духовного блаженства. Второй же основан на устранении трудностей между людьми и верой, дабы люди имели возможность уверовать и постичь ма’рифатуллаха.

Некоторые из тех, кто распространяют идеологию терроризма, приводят военные походы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как доказательство того, что Ислам позволяет убивать. Кроме того, они заявляют, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибегал к насилию против некоторых народов, в особенности персов и римлян, якобы без всякой необходимости. Однако те, кто так утверждает, не принимают во внимание, что как персы, так и римляне сами пришли с войной на Аравийский полуостров. Они оккупировали земли мусульман и сражались против Ислама. Поэтому те битвы, которые вел против них Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, были всего лишь самообороной против оккупантов, целью которых было защитить свою землю и свою веру, а не навязать силой Ислам кому бы то ни было.

Проведенная лекция во многом способствовала пониманию осужденными верующими термина «джихад», а также прояснила положение Шариата в данном вопросе. Проект «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» реализуется ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Aqniet» под эгидой Центра поддержки гражданских инициатив.