г. Астана,
ЖК Радуга пр. Кабанбай батыра,
д.5/1, НП-2

info@aqniet.com

Теолог ОФ «Aqniet» выступил с лекцией в РГУ «Учреждение № 38»

В рамках реализации проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» теолог-консультант представительства ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Aqniet» в Костанайской области Омаров Турган Гельманович выступил с лекцией «Каким должен мусульманин согласно Исламу, какими личностными качествами он должен обладать?» для осужденных верующих, отбывающих уголовное наказание в РГУ «Учреждение № 38».

 

Каким должен быть мусульманин согласно Исламу, какими личностными качествами он должен обладать?

 

1. Мусульманин, сталкиваясь в своей жизни с любыми событиями как позитивными, так и негативными, должен быть всегда покорен Аллаху и уповать только на Него. Он твердо знает, что все исходит от Аллаха, поэтому он всегда терпелив и не допускает проявления непокорности.

 

1. В казахском языке есть слово «Тауекел», она происходит от арабского слово «Тауаккуль». Так же в казахском языке есть слово «Окил», которая происходит от арабского слово «Уакиль», т.е. представитель, который берет на себя ответственность. Слово «Тауекел», в переводе означает - риск, смелость.

 

Но каков смысл слова «Тауаккуль» в шариате, какое место оно занимает в религии? По воле Аллаха попытаемся сегодня ответить на эти вопросы. В шариате «Тауаккуль» обозначает, упование на Аллаха. Тауаккуль - это одна из наших обязанностей перед Аллахом.

 

В Священном Коране Аллах говорит: «Полагайся на Аллаха Живого, который никогда не умрет, восхваляй Его, Всемогущего, Безупречного и прославляй с признательностью за Его блага, дарованные тебе, и не обращай внимания на неверных. Ведь Аллах ведает всё о них и воздаст им за их грехи» (25:58).

 

Если человек предоставит все свои дела, надежды, результаты человеку, то он обречен. Каждое живое существо на этой земле смертное, все вкусят смерть, в этом нет никакого сомнения. В этом аяте Всевышний указывает на Кого следует возлагать и уповать. Необходимо восхвалять и прославлять Создателя, ведь Ему ведомы помыслы каждого из нас, не говоря уже о грехах.

 

В другом аяте говорится: «Полагайся только на Аллаха Великого, Всемогущего, который может Своим величием победить твоих врагов и Своей милостью помочь вам и любому искренне верующему человеку одержать победу» (26:217).

 

2. Самым важным органом в теле человека является сердце. А одним из самых важных действий сердца, является намерение. Сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Аллах не смотрит на вашу внешность и на ваше богатство, а смотрит на ваши сердца и на ваши поступки» (Муслим, Бирр, 33; Ибн Маджа, Зюхд, 9).

 

Али (радыйаллаху анху) сказал: «Красота, приобретенная посредством украшений и красивой одежды, не продолжительна. Главной красотой, является нравственная красота. Обладатель такой красоты любим окружающими людьми, и любим своим Господом».

 

Если намерение хорошее, то и сердце хорошее, а если сердце хорошее, то и человек хороший. Следующие слова посланника Аллаха (ﷺ) являются важнейшим мерилом хорошего намерения: «Вы не уверуете до тех пор, пока не станете желать для своего верующего брата того же, чего желаете для себя» (Бухари, Иман, 7).

 

3. Мужчина-мусульманин всегда придерживается пути посланника Аллаха (ﷺ) как в поклонении, так и в повседневных делах, стараясь быть похожим на него, и стараясь обрести те же нравственные качества.

 

Всевышний Аллах сказал в Коране:

 

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

 

«Поистине, в Посланнике Аллаха, в его словах и поступках - прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и на блага Последнего дня и премного поминает Аллаха». (сура Аль-Ахзаб, 21).

 

Чтобы следовать Сунне пророка Мухаммада (ﷺ), мы должны смотреть на мир так же, как это делал он, думать подобно ему, стремиться к тому, к чему стремился он, стыдиться того, чего стыдился он. Только так мы сможем сделать так, чтоб наша жизнь отдаленно напоминала его.

 

Хороший мусульманин никогда не сворачивает с пути посланника Аллаха (ﷺ), и старается оживлять его сунну.

 

4. Мусульманин строго придерживается Корана и сунны, и отвергает любые заблуждения и ложные верования, присущие вымышленным и отмененным религиям.

 

В Коране строго предписано следовать Посланнику: «Скажи: Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной…» (3: 31). И еще: «Веруйте же в Аллаха и Его посланника…и следуйте за ним, может быть, вы пойдете прямым путем!» (7:158). И еще: «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху…» (4:80).

 

В своей книге «Мактубат» Имам Раббани (да будет милостив к нему Аллах), пишет: «Всевышний Аллах сообщает в Коране, что следовать Его посланнику, - значит следовать Ему. Стало быть, нет других вариантов без следования Посланнику. Об этом Всевышний Аллах неоднократно утверждает словами «Несомненно, это так», напоминая тем, кто не задумывается над этим Предписанием. Всем необходимо запомнить, что эти два следования неразрывны друг от друга.

 

В суре «Ниса» Аллах, хвала Ему Всевышнему, предупреждает: «Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланников, говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других». И хотят найти между этим путь, - они неверующие по истине. И уготовали Мы неверным унизительное наказание!» (4:150-151).

 

5. Мусульманин позитивно смотрит на жизнь, и поэтому он видит в ней только хорошее. Хороший мусульманин проживает свою жизнь в соответствии с Кораном, выполняя все предписания религии.

 

وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوْ لِيَسْكُتْ

 

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и Последний день, пусть говорит благое или молчит» (Бухари).

 

سَمِعْتُ غَيْرَ وَاحِدٍ وَلَا اثْنَيْنِ وَلَا ثَلَاثَةٍ مِنْ أَصْحَابِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُونَ إِنَّ ضِيَاءَ الْإِيمَانِ أَوْ نُورَ الْإِيمَانِ التَّفَكُّرُ

 

Амир ибн Абди Каис сказал: «Я слышал, что некоторые сподвижники пророка (ﷺ) говорили, сияние веры в размышлении». Размышления о благословениях Аллаха само является поклонением, которое ведет к благодарности, довольству и счастью. Для этого не нужны особые усилия, но это сильно влияет на нашу жизнь.

 

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому даровано больше богатства или более привлекательная внешность, пусть (не забудет) посмотреть и на того, кто ниже его» (Муслим).

 

6. Вера хорошего мусульманина никогда не ослабевает, с какими бы негативными событиями он не столкнулся в своей жизни. Он всегда искренен в поклонении и совершении благодеяний. И при совершении поклонений и благодеяний, он всегда руководствуется принципом «лучше меньше, но постоянно».

 

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какие дела Аллах любит больше всего?», и он сказал: «Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет мало» (Бухари, Муслим).

 

Имам ан-Навави в комментарии к этому хадису сказал: «Этот хадис побужает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное. Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное».

 

7. Хороший мусульманин всегда берет пример с посланника Аллаха (ﷺ), сказавшего: «Я был послан для того, чтобы довершить прекрасную нравственность». Его слова и поступки всегда соответствуют друг другу. Он обладает мягкосердечием, скромностью и пониманием. Среди других людей хороший мусульманин выделяется хорошей нравственностью и тем, что все окружающие любят его.

 

8. Мусульманин никогда и ни кому не причинит сознательно вреда. Он никогда не мешает людям и не проявляет грубости. Сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Мусульманин - это тот, кто не причиняет другим вреда ни своими действиями, ни языком» (Тирмизи).

 

9. Хороший мусульманин никогда не остается безразличным к тому негативу, с которым он сталкивается. Если он сможет, то исправит это рукой, если не сможет рукой, то исправит языком, а если не сможет и языком, то будет против этого, своим сердцем.

 

Со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана» (Этот хадис передал Муслим 49).

 

Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что пророк (ﷺ) сказал: «Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него обязательно были апостолы и сподвижники из народа его, следовавшие его сунне и выполнявшие его веления, а на смену им пришли говорящие то, чего они не делают, и делающие то, чего им (делать) не велено. Борющийся с такими собственноручно является верующим, и борющийся с ними своим языком является верующим и борющийся с ними своим сердцем является верующими, а за этим нет веры и с горчичное зерно!» (Муслим).

 

10. Мусульманин считает всех других мусульман своими братьями, не делая между ними национальных различий. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы» (аль-Худжрат, 49/10).

 

11. Мусульманин всегда бдителен и разумен. Он всегда пытается понять мудрость всего, что происходит. Сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Умный верующий никогда не будет укушен дважды из одной и той же норы (никогда не наступит дважды на одни и те же грабли)» (Бухари, Адаб, 83).

 

12. Хороший мусульманин очень внимателен при выборе друзей. Так как в одном из хадисов говорится: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу» (Абу Давуд, Адаб, 19). Этот хадис указывает на то, что друзья могут оказывать на человека как позитивное, так и негативное влияние.

 

13. Мусульманин не тратит своего времени на пустые и бессмысленные вещи. Он четко осознает ценность каждого мгновения своей жизни. Согласно преданию Ибн Аббаса, Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Два блага не оценивают большинство людей: здоровье и свободное время» (Бухари, Рикак 1).

 

فَانْصَبْ فَرَغْتَ فَإِذَا

 

«Посему, как только освободишься, будь деятелен (как только освободишься от мирских дел, усердно поклоняйся Аллаху; или: как только завершишь намаз, усердно взывай к Аллаху с молитвами)» (сура Шарх, аят 7).

 

14. Мусульманин никогда не оставит недоделанной или некачественно выполненной, вверенную ему работу. Любую работу, а так же все свои обязанности он выполняет самым наилучшим образом. Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Лучшие среди вас те, у кого лучшие манеры и характер» (Сахих аль-Бухари). «Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно» (аль-Байхаки).

 

«О вы, которые уверовали, исполняйте договоры [которые заключены между вами и Аллахом, а также людьми]» (Сура аль-Маида, 1). «Если он (юноша) обеспечивает своих старых родителей, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить маленьких детей своих, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить себя и не нуждаться в людях, то он на пути Аллаха» (Табарани).

 

«Бойтесь же Аллаха и зарабатывайте честно. И пусть задержка в получении своего удела не подтолкнет вас к тому, что вы начнете искать его через ослушание Аллаха. Воистину, то, что у Аллаха, должно добываться только через послушание Ему».

 

15. Мусульманин, узнав о совершенной ошибки, не станет повторять ее снова. Он немедленно исправит совершенное, и попросит за это прощения. «А кто проявит терпение [и не будет мстить] и простит, то это большое дело [то есть, прощение приветствуется религией]» (сура аш-Шура», аят 53).

 

«И воздаяние за зло - подобное же зло. Но кто простит [притеснителя] и исправит [положение дел], того Аллах наградит. Поистине, Он не любит злодеев (сура «аш-Шура», аят 40). «Если вы будете снисходительны [к близким], проявите великодушие и простите их [за нанесенные вам обиды], то ведь Аллах – Прощающий, Милующий» (сура сура «ат-Тагабун», аят 14). «Прощение ближе к богобоязненности» (сура «аль-Бакара», аят 237).

 

Вспомните историю Пророка - Юсуфа (мир ему). Он проявил великое благородство, сумев простить даже своих братьев, которые ради своей корысти бросили его в колодец и оставили там умирать в одиночестве. Но он простил их ради Аллаха.

 

Нужно понимать, что исламский свод законов, ниспосланный человечеству Всевышним Аллахом, наиболее полно соответствует человеческой природе. В исламе определены основные задачи, которые стоят перед мужчинами и качества, которыми он должен обладать.

 

Поскольку на мужчин налагается обязанность обеспечивать и защищать свою семью, страну и государство, а также воспитывать жену и детей в рамках ислама, то мы можем выявить следующие моменты.

 

Во-первых, у мужчины должно быть хорошо развито чувство ответственности, так как для выполнения всего упомянутого выше нужна осознанность в самостоятельном понимании долга перед ними. Во-вторых, это смелость в принятии решений, потому что мужчина выступает как глава семьи или же, как руководитель в своей профессиональной деятельности, и от его действий будет многое зависеть.

 

Соотвественно, исходя из того, что на нем лежит обязанность воспитания жены и детей, мужчина должен быть богобоязненным и образованным, без этих качеств воспитание не возможно.

 

Какое положение занимает мужчина в семье, и каково должно быть его отношение к жене, детям? Несмотря на равенство, которое Коран дает мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако социальное положение мужчины в значительной степени зависит от того, насколько он является хорошим мужем и отцом. Мужчина должен материально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким обществом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключается в лидерстве, ответственности, исполнении долга перед семьей, а также занятости в сфере экономики, бизнеса, торговли и коммерции.

 

Мужчина должен понимать и осознавать, что его задача как главы семьи обеспечивать ее материально и духовно. Материальное обеспечение семьи подразумевает собой заботу о каждом члене семьи. Шариат предписывает мужчине обеспечивать свою жену и детей жильем, питанием, одеждой и всем необходимым для комфортной жизни.

 

Духовное же обеспечение заключается в обучении, воспитании детей. Отец обязан сам или  посредством компетентных учителей-мусульман дипломатически объяснять детям божественные предписания, которые они должны будут беспрекословно исполнять. Тем не менее, мужчине нужно уметь оценивать их физические и возрастные особенности, чтобы не требовать больше их возможностей.

 

Отношение мужчины к своим домочадцам должно стоится на взаимном уважении. Он имеет право устанавливать те или иные правила, которые опираются на основы ислама и не обременяют родных. Ему также необходимо следить за тем, чтобы все предписания Аллаха соблюдались. Естественно, любой мусульманин должен быть милосерден и нежен с женой и детьми.

 

Как мужчина должен выстраивать отношения со Всевышним? Безусловно, отношение с Аллахом стоит на первом месте, поэтому мужчина мусульманин в первую очередь должен верить в существование Единого Господа миров, произносить шахаду. Пророк (ﷺ) в одном из своих хадисов сказал: «Кто искренне произнесет слова «Ля иляха илляЛлах», тот войдет в Рай». Это отправная точка отношения с Аллахом.

 

Всевышний является полновластным хозяином всего сущего, поэтому мусульманин должен всегда уповать на Аллаха и верить в Его поддержку. Также он должен проявлять свою веру в форме обязательных предписаний, то есть совершать молитву, держать пост, если позволяют материальные возможности, то выплачивать закят и совершить Хадж. Не следует забывать и о внутренней стороне этих форм поклонения, поскольку они подразумевают и искренности, и преданность Аллаху, осознания себя ни кем перед Ним, то есть, абсолютно нуждающимся в божественной помощи.

 

Еще одним необходимым качеством в отношении с Аллахом является то, что о своем Создателе нужно быть лучшего мнения, всегда нужно думать хорошо. В хадисе-кудси до нас дошли следующие слова Всевышнего: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним там, где он поминает Меня…» (Бухари, Муслим). В другой версии этого хадиса говорится: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: «Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо» (Ахмад, Ибн Хиббан).

 

Важность правдивости. Правдивость - означает говорить то, что в сердце и соответствует действительности. Правдивость это одна из необходимостей человеческого общества и одно из похвальных качеств человека, приносящее великую пользу. А ложь является одной из причин разрушения и порчи социальных сообществ и разрыва связи в них, а также является одним из порицаемых качеств, приносящих большой вред. По этой причине Ислам призывает к правдивости и запрещает ложь.

 

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали, будьте богобоязненными и будьте с правдивыми» (9 сура, 119 аят). Ибн Касир сказал в комментарии к этому аяту: «Говорите правду и придерживайтесь правды, тогда вы будете правдивыми и спасетесь от погибели, и Аллах создаст вам выход  в любой ситуации».

 

Также Всевышний сказал: «И если бы они были правдивыми, то было бы лучше для них» (сура Мухаммад, аят 21). Абдулла ибн Масуд  передал, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Придерживайтесь правдивости, воистину правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет к Раю, и если человек говорит правду и старается придерживаться правды, то он записывается перед Аллахом правдивым. И сторонитесь  лжи, воистину ложь ведет к греховности, а греховность ведет в Ад, и если человек говорит ложь и старается придерживаться лжи, то он записывается перед Аллахом лжецом». (Муслим,4721).

 

Этот хадис указывает на то, что правдивость приводит к благочестию, а благочестием является все виды благих дел и праведных деяний. Греховностью же является отклонение от истины, а грешник это человек, отклонившийся от прямого пути, и греховность и благочестие это две противоположности.

 

Хасан ибн Али ибн Талиб (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Я запомнил от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) слова: «Оставь то, в чем сомневаешься и делай то, в чем у тебя нет сомнения, воистину правдивость это спокойствие, а ложь сомнение» (Тирмизи,2520, Насаи,8327,Ахмад,1/200).

 

В хадисе Абу Суфьяна, связанного с историей Ираклия с торговцами из Курейша, на вопрос Ираклия к торговцам о том к чему призывает пророк (ﷺ) Абу Суфьян ответил: «Он говорит: «Покланяйтесь лишь Аллаху, не придавайте Ему сотоварищей и оставьте то, что говорят ваши отцы», и призывает нас к молитве, правдивости, целомудрию и поддерживанию родственных связей» (Бухари,130, Муслим,1773).

 

Хаким ибн Хизам передает что пророк (ﷺ) сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе (имеется в виду, что они могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя) до тех пор, пока они не расстались друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли (иначе говоря, если продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель - на условия и сроки оплаты), сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено» (Бухари,4275, Муслим ,1532).

 

Правдивость означает: правдивость с Аллахом, выражающуюся в искренности в поклонении Аллаху, правдивость с собой путем построения жизни согласно законам Аллаха, правдивость с людьми в словах, обещаниях, в торговых и иных сделках, безо лжи, подделок и сокрытия фактов. Внешний и внутренний мир человека должен стать одинаковым, то есть внешность должна стать отражением того, что в душе.

 

Что же касается лжи, то это великий грех, различающийся в степенях. И наихудшей степенью его является возведение лжи на Аллаха и Его посланника, так как это клевета в религии и выход против Аллаха. Поэтому одним из качеств пророка (ﷺ) являлась правдивость в передаче того что ему было велено. И поэтому Всевышний Аллах сказал: «Кто же несправедливее того, кто возводит на Аллаха навет, чтобы ввести людей в заблуждение безо всякого знания? Воистину, Аллах не ведет прямым путем беззаконников» (Сура 6, аят 144). А также Он сказал: «Кто может быть несправедливее того, кто возвел навет на Аллаха? Когда они предстанут перед Господом, свидетели скажут: Это они оболгали своего Господа. Да будет проклятие Аллаха над беззаконниками» (сура 11, аят 18).

 

Таким же грехом является оговаривание посланника Аллаха (ﷺ). В известном хадисе передаются слова пророка (ﷺ): «Тот, кто преднамеренно возводит ложь на меня, пусть займет свое место в огне» (Бухари, Муслим).

 

В основе ложь является запретной, но есть ситуации, в которых шариат разрешил прибегать к ней, чтобы достичь большой пользы или уберечься от вреда. Одной из таких ситуаций является примирение между двумя враждующими сторонами, когда невозможно обойтись безо лжи. Уму Кульсум передает, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не является лжецом тот, кто примеряет между людьми и передает хорошее или говорит хорошее» (Бухари,2495).

 

Также разрешается в разговоре между супругами прибегать к преувеличению для укрепления семейных уз и любви. Асмаа бинт Язид передала, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Ложь разрешается лишь в трех случаях: когда муж говорит что-либо своей супруге для ее довольства, в войне и в примирении между людьми» (Тирмизи,1862 и смотрите в Муслиме, 4717).

 

Самым большим проявлениям правдивости и лжи является правдивость в договорах и обещаниях и ложь в них. Правдивость в договорах и обещаниях является одним из похвальных качеств верующих. А договора и обещания - это сообщение о решении совершить что- либо и правдивость в них важна и, особенно в обязанностях перед Аллахом.

 

Всевышний Аллах сказал, восхваляя Его некоторых рабов: «Которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры» (сура 23, аят 8).

 

А также сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения» (сура 2, аят 177).

 

Всевышний Аллах также сказал: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету» (сура 33, аят 23).

 

«Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» реализуется ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Aqniet» под эгидой Центра поддержки гражданских инициатив.