г. Астана,
ЖК Радуга пр. Кабанбай батыра,
д.5/1, НП-2

info@aqniet.com

Теолог ОФ «AQNIET» провел беседу с верующими об отношении к Ханафитскому мазхабу

В рамках проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах разъяснительной и реабилитационной работы с приверженцами деструктивной и радикальной религиозной идеологии» теолог-консультант ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «AQNIET» в Костанайской области Омаров Турган Гельманович выступил с лекцией «Ислам в Казахстане» для осужденных в РГУ «Учреждение № 38».

 

Ислам не ограничен временем или пространством. Вера в широком смысле в принципе не признает границ, являясь общей для множества народов и национальностей. Однако, у каждого народа есть свои особенности, своя история, определяющая ее идентичность. И даже слепо копируя внешние атрибуты некоторых национальностей, считая это проявлением особой религиозности, мы никогда не станем арабами или пакистанцами. Конечно, у нас общие корни, мы представители тюркских племен. Однако, все же разница в менталитете, сознании, восприятии у нас большая. Нарядившись в пакистанскую национальную одежду, мы не становимся вдруг пуштунами. Потому что казахский народ имеет свой путь, свою идентичность, выпестованную и сложившуюся веками.

 

Казахи испокон веков жили, подчиняясь законам Великой степи. Исповедовали Ислам - религию близкую нашему менталитету, не теряя и не отвергая вместе с тем традиций, не противоречащих религии. В этой связи можно говорить, что «традиционный Ислам» - это путь веры, которой придерживалась большая часть уммы, в т.ч. известные ученые, и берущей начало со времен пророка Мухаммеда (ﷺ).

 

Казахи всегда относились с особым почтением к намазу. Молитвенный коврик или тасбих, были не просто атрибутом для поклонения, а ценностью, к которым относились с почетом. Так почему же традиционный Ислам, которого придерживались наши предки, трепетно хранившие в сердце незыблемую веру, вдруг стал для нас неугоден? Кому выгодны лозунги о «чистом исламе»? Мазхаб Имама Агзама абу Ханифы, имеющий тысячелетнюю историю, справедливо считающийся правовой школой степной демократии - вот путь, которого придерживались казахи. Духовное управление мусульман Казахстана придерживается этого мазхаба, и для сохранения единства в мусульманской умме страны призывает всех следовать учениям Имама агзама Абу Ханифы. Особое положение мазхаба отражено и в Основном Законе страны.

 

Хадж - удивительный вид поклонения, который совершают мусульмане. Обязательным условием является наличие финансовых возможностей и состояние здоровья. Совершив хадж один раз, мусульманин выполняет одну из обязанностей верующего. Однако, при желании и возможностях, мусульманин может побывать в священной Мекке, увидеть Каабу и соврешить хадж несколько раз.

 

Ислам - религия добра и милосредия. Отрадно, что об этом не забывают единоверцы из числа успешных предпринимателей. В этом году один преуспевающий бизнесмен спонсировал поездку на хадж 40 мусульман. Единственной его просьбой было направить на хадж священнослужителей из числа сельских имамов. В результате щедрого поступка предпринимателя, 40 имамов, служащих на пути Аллаха в самых разных селах, отправились на хадж. Хотелось бы, чтобы подобных актов милосердия было больше.

 

При этом важно помнить, что хадж - это не туристическая поездка или не способ обрести славу перед людьми. Хадж - это таинство между Всевышним и человеком. И хотелось бы напомнить некоторым нашим соотечественникам, ежегодно отправляющимся на хадж, что стать причиной поездки на хадж другого человека является благим делом. Также хотелось бы напомнить о важности милосердия, и возможно следует обратить внимание на нуждающихся, которые рядом, и протянуть им руку помощи вместо очередной поездки на хадж.

 

Хочется отметить еще один момент относительно хаджа. К сожалению, некоторые единоверцы, даже после совершения хаджа, по незнанию или по другим причинам продолжают вести прежний образ жизни, возвращаясь к плохим привычкам. Это приводит к смятению чувств у окружающих и вызывает досужие разговоры. О чем это говорит? Совершив хадж человек, берет опредленные обязательства не только перед Всевышним, но и перед людьми. Надеемся, что отправившиеся в поездку соотечественники помнят об ответственности.

 

Молодежь - это большая сила, мощный потенциал. И от внутреннего наполнения молодых сердец зависит многое. Хотелось бы видеть нашу молодежь дружной, ориентированной на общество, почитающей семейные ценности. И не была излишне религиозной. Необходимо, чтобы молодежь шла в ногу со временем, почитая традиции и принимая новое. Молодые умы, пришедших к религии без знаний по шариату, нуждаются в пропаганде. ДУМК сегодня проводит определенную работу, направленную на просвещение молодежи, заблудившейся в поисках веры. Обвинить и отвернуться, изолироваться от них проще. Но нельзя забывать, что это наши дети, наша молодежь. Они должны почувствовать заботу, понять, что их судьба нам небезразлична, чтобы они понимали, что всегда могут вернуться.

 

Мы часто говорим про нетрадиционный ислам. Среди прихожан некоторых мечетей есть люди, не часто, но противоречащие имамам. Как быть в таком случае? Конфликтным путем проблему решать не в наших правилах. Человек приходит в религию по велению сердца. И душу нельзя заставить верить или не верить. В таких случаях, имам нужно сделать все возможное, чтобы стать причиной возвращения человека к истинной вере. Не только словами, увещеваниями, а делом, поступками, они должны доказать и показать сомневающимся чистоту Ислама. Делить с ними радость, находиться рядом в горе. Очень скоро прихожане станут относиться к нему как к родному, дети будут встречать его с радостью. В народе говорят, что и камень точит вода. Таким образом, пребывающие в сомнениях вернутся в наши ряды и станут придерживаться мазхаба Абу Ханифы. Умея прощать и принимать право на ошибку, мы добиваемся большего, чем при осуждении и неприятии.

 

Религия и традиции - неразрывны, словно два крыла. Всевышний создал людей, подразделив их на народы и нации. Хотя Своим Могуществом мог бы создать всех единым племенем. И именно традиции являются хранителем идентичности, генетическим кодом каждой нации. Традиции и обычаи есть у любой нации. И это явственно видно в культуре питания, особенностях одежды, этикете, правилах воспитания, быте и укладе жизни вообще.

 

У нашего народа религия тесно взаимосвязана с традициями. За десятки столетиий традиции переплелись с религиозными обрядами, образовав единый орнамент, пытаться изменить который все равно что разрушить единый организм. К примеру, у казахов существует неписаное правило, когда в присутствии старших более молодой должен соблюдать молчание. В знак уважения и почтения. С особым трепетом и уважением относились казахи к родителям. Также особенностью казахского народа является искусство гостеприимства. Ведь в любой семье для гостей припасается самое лакомое, а человек, оказавшийся гостем, становится самой важной и неприкосновенной персоной.

 

Мы умма, исповедующая Ислам и следующая по пути пророка Мухаммеда (ﷺ), то есть «ахли сунна джамагат». Коллективные действия, которые мусульманам предписано выполнять вместе, как намаз, хадж и другие, служат воспитывают единство. Абу Зарр (р.а) передает, хадис от пророка Мухаммеда (ﷺ): «Кто отходит от джамагата хоть на шаг, теряет себя в Исламе». Казахи испокон веков живущие по принципам Ислама, говорят: «Пережитое со всеми - великий той», призывая к единству.

 

Истинная вера - не товар, который при надобности можно вернуть продавцу, если вдруг стало невыгодно или неудобно. Быть мусульманином - это образ жизни, диктующий правила, принципы, которых следует придерживаться. Омар Хазрет (р.а), передает хадис: «Будьте вместе с джамагатом! Остерегайтесь разделения! Истинно, шайтан с теми, кто один, и сторонится двоих. Те из вас, надеющиеся на рай, пусть будут вместе с джамагатом».