г. Астана,
ЖК Радуга пр. Кабанбай батыра,
д.5/1, НП-2

info@aqniet.com

Теолог ОФ «Aqniet» рассказал верующим о социальной ответственности мусульман

В рамках проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах разъяснительной и реабилитационной работы с приверженцами деструктивной и радикальной религиозной идеологии» теолог-консультант представительства ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Aqniet» в Костанайской области Омаров Турган Гельманович выступил с лекцией «Социальная ответственность и правдивость мусульманина» для осужденных верующих в РГУ «Учреждение № 38».

 

1. Никому не вредить.

Ислам категорически запрещает посягать на имущество, жизнь, жилище, свободу и честь человека. Мусульманин обязан уважать права других и остерегаться наносить кому-либо вред словами или действиями. Это является одним из основных принципов правоверного мусульманина. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Мусульманин - это тот, от языка и от руки которого нет вреда другим людям» (Аль-Бухари, «Иман», 4, 5, «Рикак», 26). «Аллах дал вам ваших братьев в подчинение. И тот, у кого в подчинении есть брат, пусть поделится с ним едой и одеждой, и не поручает ему труд непосильный. Если же поручит - пусть поможет ему» (Аль-Бухари, «Иман», 22, «Адаб», 44; Муслим, «Иман», 38).

 

2. Помогать людям.

Быть приветливым и вежливым, помогать бедным в нужде, оберегать одиноких, сирот, стариков, инвалидов, протягивать руку помощи, указывать дорогу заблудившимся и т.д. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не уподобляйтесь неразумным людям, утверждающим: «Мы будем относиться хорошо к тем, кто хорошо относится к нам, и ответим злом тем, кто причинит нам зло». Напротив, отвечайте добром на добро, сдерживайте себя и не причиняйте никому зла даже в ответ на зло» (Ат-Тирмизи, «Бирр», 62.).

 

«Каждое доброе дело, сделанное человеком, живущим в соответствии с Исламом, засчитывается ему десятикратно и более - до семисот раз, злое же деяние засчитывается ему как одно наказание» (Аль-Бухари, «Иман», 31; Муслим, «Иман», 205). Абу Барза, да будет доволен им Аллах, обратился с такими словами к Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «О Посланник Аллаха! Научи меня чему-нибудь полезному для меня». На что он ответил:«Убирай с пути то, что может причинить людям вред» (Муслим, «Бирр», 131, 132; Ибн Маджа, «Адаб», 7).

 

3. Уважение к старшим и милосердие к младшим.

Ислам учит уважать отца и мать, старших братьев и сестер, учителей и старших по возрасту. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Юноше, почитающего старика из-за возраста, Аллах направит того, кто почтит его в старости» (Ат-Тирмизи, «Бирр», 75).

 

Помогать тем, кто младше, одиноким, слабым, проявлять милосердие к сиротам. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Не будет лучшим из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим» (Ат-Тирмизи, «Бирр», 5). «Того, кто приютил, накормил и напоил сироту, Аллах, несомненно, введет в Рай, если он не совершал непростительных грехов» (Ат-Тирмизи, «Бирр», 14.).

 

4. Приветствовать друг друга.

При встрече с другими людьми мусульманин должен приветствовать их, желая им мира: «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллахи ва баракатух!» («Мир Вам, Милость Аллаха и Его Благословение!»). Приветствовать первым относится к желательным действиям (сунна), а отвечать на приветствие - обязательно (фард). Младшему предпочтительно первым приветствовать старшего, проходящему - сидящего.

 

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У мусульманина перед мусульманином шесть обязанностей: приветствуй его при встрече; принимай его приглашение; советуй, если он просит об этом; пожелай ему милости Аллаха («ярхамука-Ллах»), если он, чихнув, восславляет Аллаха (словами «аль-хамду лил-лях»); навести его, когда он болен; проводи его в последний путь, когда покинет этот мир!» (Муслим, «Салям», 6; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 68).

 

Некто спросил: «О Посланник Всевышнего! Что в Исламе наилучшее?»Он, мир ему и благословение Аллаха,ответил:«Наилучшее - если накормишь голодного, поприветствуешь и знакомых, и незнакомых» (Аль-Бухари, «Иман», 6, 20; Муслим, «Иман», 63).

 

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также говорил: «Вновь прибывший из вас пусть приветствует присутствующих и покидающий вас пусть также выскажет приветствие остающимся. И не превосходит первое приветствие по значимости последнее» (Ат-Тирмизи, «Исти’зан», 15). При встрече с детьми сподвижник Пророка Анас, да будет доволен им Аллах, приветствовал их и говорил: «Пророк поступал также» (Аль-Бухари, «Исти’зан», 15; Муслим, «Салям», 15; Абу Дауд, «Адаб», 136).

 

5. Не сердиться.

Если мусульмане поссорились, они должны помириться, независимо от причины ссоры. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Не разрешается мусульманам быть между собой в ссоре более трех дней». «Находиться год в состоянии обиды со своим братом мусульманином - это грех,подобный пролитию его крови».

 

6. Мирить поссорившихся.

Если кто-то видит, что два мусульманина в ссоре, то примирить их его обязанность. В Священном Коране говорится:

 

إنَّمَا الْمُؤمِنُونَ إخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أخَوَيْكُمْ

 

«Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы». Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим подаянием является примирение тех, кто в ссоре».

 

7. Навещать близких.

Мусульманин должен навещать родителей, родственников и друзей. При этом важно помнить о следующем:

а) выбирать удобное для визита время;

б) не утомлять своим посещением;

в) по возможности сообщить о своем визите заранее;

г) прилично выглядеть;

д) не входить в чей-либо дом или комнату без разрешения.

 

8. Принимать гостей.

Гостеприимство является неотъемлемой частью Ислама и занимает важное место в традициях мусульманских народов. Мусульмане всегда славились своим гостеприимством. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть угостит своего гостя». «Прием гостя длится три дня, а лучший прием - один день и одну ночь. Затраты на гостившего более этого срока - милостыня(садака). И не разрешено пребывать в гостях более этого срока».

 

Главные обязанности перед гостями:

а) встречать гостей приветливо и добрым словом;

б) принимать с почестями и угощать;

в) не быть хмурым, не ругать детей, прислугу при гостях;

г) если гости уходят, провожать их.

 

9. Принимать приглашение.

Если нет уважительной причины, чтобы не пойти, следует принять приглашение брата мусульманина и угощаться тем, что он предложит. Это укрепляет любовь между мусульманами. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если брат-мусульманин пригласит вас на свадьбу, (или куда-нибудь еще), примите его приглашение».

 

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не делал различия между богатыми и бедными и принимал приглашение всех. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Худшее из угощений - свадебное угощение, на которое приглашены только богатые, а нищие - забыты». «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: ответить на приветствие, посетить больного, участвовать в похоронах умершего, принять приглашение, пожелать здоровья чихнувшему».

 

10. Не искать недостатки других.

Мусульманин не должен вмешиваться в чужую жизнь, обсуждать недостатки других, злословить. Заметив ошибки брата-мусульманина, не унижая и не ссорясь с ним, следует деликатно сообщить ему об ошибке один на один, без посторонних. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток в этой жизни и в Судный День. И Аллах помогает рабу, помогающему своему брату».

 

Хасан Аль-Басри сказал: «Вы не станете обладателями крепкой веры до тех пор, пока будете обвинять в своих ошибках других. Поэтому в первую очередь смотрите на себя, исправляйте свои ошибки до того, как посмотрите на других».

 

11. Прощать зло.

Человек, обладающий высокой моралью, должен уметь прощать зло и отвечать на него добром. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Те, кто обладает этими тремя качествами, по Милости Аллаха войдет в Рай». «Какими качествами?» - спросили сподвижники. «Дать тому, кто тебе не дает; идти к тому, кто к тебе не приходит; прощать угнетателей». «Бойся Аллаха, где бы и кем бы ты ни был. Зло исправляй добром. Обращайся к людям с хорошим нравом».

 

12. Посещать больных.

Мусульманин должен навещать заболевшего брата, но приходить к больному следует в удобные для него часы, а не во время еды, приёма лекарства, сна или когда он переносит сильные боли. Не следует задерживаться у больного. Оставаться у него лишь по его просьбе или когда чувствует, что это присутствие приятно ему. Не смотреть пристально на больного. Меньше задавать вопросов ему. Не выражать ему жалость, а обращаться с милостью. При этом необходимо воздерживаться от разговоров, которые могут его утомить. Не говорить больному о смерти и умерших. Искренне молить Аллаха (читать ду‘а) для его выздоровления.

 

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Накормите голодных, навестите больных, даруйте волю рабам своим». «Навестивший больного пребывает в Раю до возвращения домой». Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, некоторых из больных гладил правой рукой и говорил: «Избавь его от тягот, Господь наш! Исцели его, Ты Исцеляющий. Нет другого исцеления, кроме как от Тебя. Исцели его, чтобы болезнь прошла бесследно».

 

Великий исламский ученый Имам Аль-Газали сказал: «Раб Аллаха должен благодарить Его и за беды, потому что для верующего нет беды в этой жизни, кроме неверия и грехов. В беде может быть сокрыта для тебя польза, а ты и не знаешь. Аллах лучше знает, что есть добро для тебя. То, что ты считаешь для себя злом, на самом деле может окажется для тебя добром. Наилучший и безопасный путь - это проявить смирение перед предопределением и в любом положении благодарить Аллаха Всевышнего».

 

13. Участвовать в погребальном намазе (аль-джаназа).

Наша последняя обязанность перед умершим мусульманином - проводить его в последний путь, принять участие в погребальном намазе (аль-джаназа) и молить Всевышнего Аллаха о его прощении.

 

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если тот, кто верит в награду и ждет ее от Аллаха, проводит умершего (до кладбища), прочитает погребальный намаз (аль-джаназа) и останется там до его захоронения, то он вернется с наградой в два карата, величина каждого из которых подобна горе Ухуд. А кто прочитает погребальный намаз (аль-джаназа), но не дождется захоронения, тот вернется с наградой в один карат».

 

Имам Аль-Газали сказал: «Разумный человек должен сказать себе: «У меня есть единственный капитал - это моя жизнь. Этот капитал настолько ценен, что даже один ее вздох невозможно вернуть. Все вздохи подсчитаны и убывают». Поэтому используй их во благо, и смотри на этот мир так, как будто завтра умрешь. Сохраняй свои органы от харама и будь богобоязненным».

 

14. Желать мусульманину лучшего.

Мусульманин должен желать брату-мусульманину того, чего желает себе, и не желать того, чего себе не желает. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Твоя улыбка брату - милостыня от тебя. И твой призыв к добру, и твой запрет на зло - милостыня. И твое наставление на истинный путь находящегося в заблуждении - милостыня от тебя. И твое очищение дороги от камней, колючек и костей - милостыня от тебя. И твое поднесение воды брату - милостыня от тебя».

 

Имам Аль-Газали сказал: «Если ты встретишь людей уровнем ниже тебя, не унижай их. Не будь с ними горделивым, ведь на их месте мог оказаться и ты, а они - на твоем. Размышляя об этом, дружи с такими людьми. Старайся быть с ними скромным, сохраняй человечность и свою религиозность. Только таким образом можешь обрести счастье. Желаешь спокойствия в этом и будущем мирах - никого не обижай! Если увидишь человека младше себя, скажи: «У него грехов меньше, чем у меня», а если увидишь старше, то скажи: «У него вознаграждений больше, чем у меня. В нем сокрыто много хороших качеств, о которых, быть может, я и не подозреваю». Увидишь ученого, подумай про себя: «У него есть знания, и он спасет себя». А если встретишь знающего меньше тебя, то говори: «Он не знает, поэтому Аллах может простить его». Даже когда повстречается неверующий, подумай, быть может, Аллах одарит его верой, простит его, и он чистым предстанет перед Ним. Насколько ты познаешь себя и будешь считать ниже других, настолько твоя степень пред Аллахом возрастет».