г. Астана,
ЖК Радуга пр. Кабанбай батыра,
д.5/1, НП-2
info@aqniet.com
В рамках социального проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» теолог-консультант представительства ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» в Костанайской области Омаров Турган Гельманович выступил с on-line лекцией «Политизация джихада» для осужденных верующих, отбывающих уголовное наказание в РГУ «Учреждение УК-161/2», Костанайской области. Лекцию теолог ОФ «Акниет» разделил на несколько занятий.
На фоне нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке актуализировалась вопросы, связанные с распространением нетрадиционных религиозных течений. Чтобы понять идеологию экстремистского толка, необходимо знать причинно-следственные связи ее зарождения, эволюции и популярности в обществе.
Прежде всего необходимо сформулировать некоторые определения. Особый интерес в этой связи представляет проблематика салафизма. И если, с одной стороны, под ним, как ранее это было с ваххабизмом, подразумеваются все бородатые мужчины и женщины в платках, то, с другой стороны, сами салафиты вводят в информационное поле отвлекающие термины (хауариджы, такфириты и т.п.), таким образом, окончательно размывая суть проблемы.
Чтобы найти некую середину, предлагается дать следующее определение современному салафизму, при этом, не путая его с каноническим термином «салаф» (первые поколения мусульман), - это религиозно-политическое антисистемное течение, сформированное в современном виде Мухаммадом ибн Абдулваххабом и другими недждитскими идеологами путем селекции положений учения Ибн Таймии и Ибн аль-Кайима.
Для последнего характерны: обособленное толкование единобожия и его деление на три вида (рубубия, улюхия, асма уа сыфат), впервые сформулированное на основе умозаключения (иджтихад) Ибн Таймией, а также чрезмерно широкого понимания понятий «поклонение» и «многобожие»:
- на основе вышеуказанных толкований и спекуляций обвинение окружающих, в том числе мусульман, в неверии, многобожии, заблуждении и новшествах;
- пропаганда вражды и ненависти (чрезмерность в принципе аль-уаля уаль-бараа);
- чрезмерная неприязнь к светскости в любой форме и стремление к радикальному теократическому правлению;
- отрицание местных традиций, обычаев, культуры, государственных и национальных праздников, истории и наследия предков;
- отрицание правомочности местной религиозной традиции (ханафитский мазхаб, матуридитская акида, наследие Ходжа Ахмета Яссауи и т.п.);
- крайняя политизация отдельных положений религии, таких как тагут, джихад и другие;
- постоянная критика официального духовенства и государственных органов;
- оправдание насилия по отношению к тем, кто не согласен с их воззрениями;
- панарабизм;
- наделение дилетантов-неофитов полномочиями исламских ученых, распространение принципа охлократии (власть толпы) в исламских науках в частности и в исламе вообще.
Возможно, это субъективное определение не отражает всех положений современного салафизма, но тем не менее оно крайне необходимо для понимания его истинной природы. Так как сегодня этот термин подвергается множеству манипуляций. Ранее таким манипуляциям с размыванием определения был подвергнут термин «ваххабизм». Хотя идеологи салафизма не отрицали его правомочности. Бывший верховный муфтий КСА Абдуль-Азиз ибн Баз писал: «Ваххабия - это последователи шейха имама Мухаммада ибн Абдулваххаба», «Ваххабиты - не еретики, они - те, кто идет по пути праведных предков (салаф)» (журнал «Аль-Муслимун», 17 января 1997 г.)
Или вот такой фрагмент из книги «Минхадж аль-Фирка ан-Наджия» М.Джамиля Зину: «Если последователь Ахмада является ваххабитом, то я признаю, что я ваххабит» (изд. Дар ас-Сакафа, Мекка).
Ваххабизм и салафизм - это синонимы. Это одна идеология, с которой провели умелый ребрендинг. Салафиты, ваххабиты, недждиты - суть одно. Ранее им удалось, используя эвфемизмы, размыть негативное содержание термина «ваххабизм», и сегодня они используют схожую тактику.
В первую очередь это спекуляции со словарным и шариатским смыслами уважаемого среди мусульман термина «салаф» (праведные предки). Есть и такие криптосалафиты, которые вовсе стали отрицать правомочность термина «салафизм», хотя он был украден такими салафитскими учеными, как Албани и Ибн Усаймин, у египетских реформаторов начала ХХ века. Сейчас часть активных криптосалафитов ставит знак равенства между понятиями «салафизм» и «суннизм». Это же делают их идеологи, монополизируя термины «ахль ас-сунна» и «ахль аль-хадис».
Однако следует отметить, что идеологи салафизма и их «наставники» учли все ранее допущенные ошибки и используют самые продвинутые методы манипуляции общественным сознанием в продвижении своей идеологии. Можно сказать, что в случае с салафизмом «окно Овертона» движется, и из немыслимого в недавнем прошлом привело его в актуальную политику и приемлемую норму.
На заре независимости Казахстана было немыслимо, что верующие мусульмане будут отрекаться от родителей, отказываться сидеть с ними за одним столом, обвинять других мусульман в неверии и заблуждениях, угрожать им огнем Ада, не признавать обычаи, культуру, традиции своих предков, противостоять обществу и государству. В этой связи очень важно расставить все точки над «i». Иначе может получиться так же, как с не менее глобальным термином «терроризм». Вроде бы как есть более двухсот его дефиниций, но при этом нет международной универсальной формулировки этого термина. Отсюда и результат, когда десятки тысяч невинных людей теряют жизни.
Все, кто в открытую критиковал идеологию салафитов и политику, связанную с обелением салафизма, непременно подвергались дискредитации в информационном поле, на популярных сайтах. Салафитская «экспертократия» объявляла их шиитами, хабашитами, сектантами, суфистами, агентами и даже противниками общественной стабильности.
Хотя максимальный урон этой самой стабильности наносили как раз-таки необходимые с точки зрения «окна Овертона» радикальные салафиты, которых т.н. умеренные салафиты называли такфиритами, хауариджами, ихванистами, последователями Мустафы Шукри и т.п. А критики салафизма представлялись в роли пугала, агрессивных психопатов, якобы выступающих за запрет салафизма, «за сжигание салафитов на кострах».
Создав таким образом в информационном пространстве некую страшилку в виде «битвы» двух крайних сил (радикальных сторонников и радикальных противников этого течения), истинные проводники салафизма заняли «территорию рационализма, здравомыслия и политкорректности» и предоставляют властям вот такой псевдовыбор между двумя крайностями.
Еще одним шагом в легализации салафизма стало использование тактики «градации».
Все салафиты изучали «Три основы» Ибн Абдулваххаба. Также они слушали лекции Д.Мубарова. Признают авторитетами ибн Таймию, ибн База, ибн Усаймина, Албани и других идеологов салафизма, а не Саида Кутба или Мустафу Шукри. Подробно рассказывают о делении единобожия на три вида. Читали намаз не по мазхабу, не признают чтение Корана по душам усопших. Одним словом, налицо идеологический портрет среднестатистического салафита.
Часть криптосалафитов пытается обвинить террористов в приверженности идеологии ИГИЛ. Но, как известно, идеологией ИГИЛ как раз является салафизм. Об этом заявил бывший имам главной мечети Мекки «аль-Харам» шейх Адель аль-Калбани.
В этой связи крайне важно понять теологическую составляющую салафитской идеологии. У нас же зачастую дискурс в этом направлении формировали эксперты-политологи и криминалисты. Такой подход в свое время и способствовал зарождению ИГИЛ. Когда после операции американцев «Буря в пустыне» иракские спецслужбы встревожились активностью религиозно мотивированных радикалов, было принято решение «возглавить мафию изнутри». Но агентурные навыки сотрудников не устояли перед натиском религиозной идеологии, и вскоре социалисты-баасисты превратились в убежденных радикалов.
В принципе, в этом и объяснялись военные успехи ИГИЛ: боевыми действиями руководили люди, которые имеют соответствующие знания и навыки.
Современный салафизм - это идейный вирус, который в силу своей природы имеет способность распространяться. Данная идеология очень притягательна, т.к. в ее арсенале имеется множество приемов психологического воздействия. Это и «монополизация истины», дающая чувство исключительности. И наделение дилетантов-неофитов полномочиями ученых (т.н. «синдром богослова»). И использование конфликтологии, когда религиозное учение представляется неким конфликтом, «экшном», боевиком, боем без правил и т.п. что, безусловно, крайне привлекательно для молодежи.
Кроме этого, это субкультура, где молодой человек может репрезентовать себя. Субкультура со своей корпоративной лексикой, внешним видом и поведением, что тоже необходимо для самоидентификации молодого человека. Причем все это делается под громкими религиозными лозунгами «очищения Ислама», борьбы единобожников против многобожников, возврата к «чистому Исламу» праведных предков… Поэтому основные проблемы распространения салафизма скрыты в идейно-ценностных ориентирах.
Например, джихад - это термин, которому Ислам дал четкое определение и объяснил его тонкости и правила.
Слово «джихад» в лексическом значении используется, когда подразумевается приложение всех усилий и возможностей в установлении Ислама и практики его решений.
В шариатском понимании у него много смыслов и определений, например: 1) сражение, 2) словесный призыв, 3) расход имущества на пути Аллаха, 4) путешествие.
То есть джихад в Исламе - это полная отдача сил, когда мусульманин всю жизнь прилагает все свое старание для распространения слова Аллаха. Доводы в пользу такого понимания имеются самые достоверные. Их так много, что они не ограничены одной сурой (главой) Корана, а приводятся во многих местах.
Есть джихад телом (физический), имуществом, временем, также всем, чем владеет человек из даров Аллаха непосредственно или путем заработка. Значит, джихад в Исламе - это система, которая требует отдачи старания человека. Как ясно из религии, Аллах побудил Пророка (мир ему и благословение), а тот повелел своим сподвижникам поступать в соответствии с системой джихада, которая указывает на то, что человек должен отдать свою душу на пути Аллаха в обмен на Рай.
Имеется множество аятов, указывающих на этот смысл. Например: «Сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и физически…» (сура «Ас-Сафф», аят 11), «Поистине, Аллах купил души уверовавших и их имущество, взамен уготовив им Рай. Они сражаются, убивают, и их убивают на пути Аллаха…» («ат-Тавба», аят 111). Вот это и есть джихад, то есть отдача своего старания на пути Аллаха ради истинной религии.
Цель и основа джихада - это призыв, милость друг к другу, прощение между людьми, умение не обращать внимания на ошибки, чтобы жить в соответствии с канонами Ислама.
Что касается самого термина «джихад», то это исключительный вариант, используемый в устранении врагов Ислама или в борьбе с вероломством, в избавлении от притеснения. Но если рассматривать джихад как божественный закон, как возложенную на каждого обязанность, которой нужно заниматься, то нужно учитывать, что здесь есть свои условия.
Первое условие - джихад должен объявить общий для всех мусульман предводитель, исламский правитель. Он должен изучить положение мусульман, посоветоваться с учеными, и затем быть тверд в убеждении, что нет иного пути к достижению цели у общины, кроме сражения.
Но мы видим, что слово «джихад» очень нравится горячей молодежи, которая понимает его неправильно. Последствия такого «джихада» разрушают умму.
Второе условие - джихад должен быть объявлен исламским государством. Подразумевается суверенное государство, имеющее правителя и предводителей субъектов, которые компетентны в вопросах военного положения.
Следующее условие - община должна иметь силы для ведения джихада. Когда мы говорим о силе, то имеется в виду не количество солдат, войска, оружия, а тактика джихада, доведение послания Ислама. То есть сила в полном понимании этого слова: экономическая, финансовая, тактическая, оборонительная и стратегическая.
Еще одно важное условие - посредством этого джихада должно достигаться общее благо. Нельзя сражаться, подвергая опасности молодежь, лишь с целью добиться роскошной жизни, желая похвалы и известности или славы. Благо должно быть обосновано Шариатом.
А самое важное и главное условие - постановление должно исходить от мудрости и учитывать желания всей уммы. Джихад объявляется при отсутствии иного выбора, когда он не является одним из двух возможных способов. Джихад должен быть единственным путем для избавления общины от унижения и притеснения, когда такие методы, как перемирие, договор, призыв или переговоры уже бесполезны.
В Исламе прописаны условия джихада и обязательные составные части.
Из числа условий: 1) быть мусульманином, 2) совершеннолетним, 3) имеющим возможность. Но есть и другие условия, например, человек не должен быть единственным кормильцем семьи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал одному из своих сподвижников, который возжелал выйти на джихад: «Живы ли у тебя родители?», - тот ответил утвердительно, и Пророк продолжил: «Тогда возле них совершай джихад (ухаживая за ними)».
Эти обязательные условия возложены на мусульманина для джихада и являются требованиями Шариата. Джихад должен быть по дозволению правителя; если правитель не дозволит, это будет «ифтиат» (запретное дело).
Муджахиду необходимо участвовать там, где совершают истинный джихад, а не политический. То, что мы сегодня видим, это политический джихад. Да, начало всегда бывает истинным - мол, надо устранить притеснение, изгнать врагов из земель мусульман, однако в итоге это становится политическим джихадом.
Еще одно условие. Как нам разъяснил Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Чтобы не была беспорядочная битва», - т.е. в которой непонятно, кто поднял знамя истины. Существуют знамена, которые не ясны.
Для того чтобы направиться на истинный джихад, мусульманину нужно понимать, что это джихад государства. То есть, государство со своим войском вступило в битву, эта битва распространяется в разные стороны, есть установления и приказ на эту битву, и только потом люди вступают в сражение.
В отличие от термина «сражение», у «джихада» есть множество видов. Например, человек ведет физический джихад, имуществом, отдачей своего времени, своей жизнью. Также есть джихад против притеснителей, врагов, против шайтана и против своего эго (нафса).
Самый опасный джихад - со своим нафсом. До тех пор, пока человек не совершит джихад со своим внутренним врагом - шайтаном и своими страстями - он не сможет выйти на джихад против других. Потому что, прежде чем остановить внешнего врага, нужно остановить внутреннего - нафс, страсти.
После идет джихад с шайтаном, он самый великий враг мусульманина, потому как Аллах сказал: «Поистине, шайтан - враг, так враждуйте же с ним» («аль-Фатыр», аят 6). У шайтана есть два пути в отношении детей Адама - это запугивание и побуждение. Шайтан пугает своих последователей или украшает для них мирское, побуждая их к нему. Оба пути опасны, и нужно вести джихад.
Также есть джихад с агрессором, напавшим на твою страну и мусульмане обязаны отбить нападение врага в соответствии с требованиями исламского Шариата.
Пленение врага - это один из путей, который узаконил Посланник Аллаха для мусульман в приближении к Аллаху. Потому что искренность в отношении пленника является воздаваемым Аллахом делом. Как сказал Аллах: «…(мусульмане) кормили с любовью бедных, сирот и пленных…» («аль-Инсан», аят 8). Кормить пленного является благим делом. Что уж говорить о поджоге или убийстве, если для мусульманина является обязательным относиться хорошо даже к пленным и разъяснять им достоинства Ислама.
Также Пророк (мир ему и благословление) запретил издевательство над пленными, как пришло в достоверном хадисе: «Поистине, обязательно в отношении пленного благонравие и почтение». Также передали от Пророка (мир ему и благословение), когда ему рассказали о сожжении пленных, он сказал: «Не сжигает огнем кроме как Создатель огня (Аллах)» (Абу Давуд).
А то, что передают, что некоторые сподвижники поджигали пленных, это недостоверно, не приведены такие факты в достоверных сборниках хадисов. А у нас есть откуда черпать решения - это Коран и Сунна.
Верующий обязан кормить бедных и пленных, относиться к ним хорошо, более того, мусульманин обязан искренним отношением к ним искать приближения к Аллаху. Ведь пленный - это человек, и в человеке есть особенности, которые не дают права глумиться над ним, убивать и сжигать его, как насекомое.
А что мы видим сегодня? Определенная группа людей, называющих себя муджахидами, выбирают себе «Правителя правоверных», полностью игнорируя мнение мировых исламских ученых. И этот самозванец объявляет джихад. В конечном итоге, разные группировки делая друг другу такфир, убивают друг друга, в т.ч. и изощренными методами, в т.ч. сжигая огнем, отрезая головы и называют это джихадом. Это не что иное как беззаконие и фитна.
Те люди, которые сегодня собирают молодежь под флаги т.н. джихада преследуют сугубо политические цели, такие как свержение действующей власти и следующий за ним захват власти. Также развязывание войн в интересах крупных игроков в лице некоторых стран и даже транснациональных корпораций, захват нефтеносных месторождений, грабеж и убийства мирного населения.
Все это происходит по причине политизации и изменения истинного смысла шариатского канона джихада, преследования сугубо личных корыстных побуждений.
Социальный проект «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» реализуется ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» под эгидой Центра поддержки гражданских инициатив.