г. Астана,
ЖК Радуга пр. Кабанбай батыра,
д.5/1, НП-2

info@aqniet.com

Теолог ОФ «Акниет» рассказал осужденным верующим об истории мазхабов

В рамках реализации проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» теолог-консультант представительства ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» в Костанайской области Омаров Турган Гельманович выступил с лекцией «Жизнеописание имамов четырех мазхабов» для осужденных верующих, отбывающих уголовное наказание в РГУ «Учреждение УК-161/2».

С точки зрения грамматики арабского языка, слово «мазхаб» представляет собой имя места и времени, образованное от глагола «захаба», что значит «идти, идти по какому-либо пути». Таким образом, мазхаб - это путь, которым следует правовед-факих или ученый муж'алим, решая поставленные перед ним задачи.

Каждый ученый муж должен обладать определенными знаниями - хорошо знать язык, хадисы, историю и т. д. Ему надлежит уметь ясно формулировать свое мнение, четко определять свои взгляды, чтобы, в конце концов, найти верное решение. У каждого ученого, кроме того, есть ученики, сами владеющие многими предметами и помогающие своему наставнику в его работе. Так учитель с учениками разрабатывают свой мазхаб. Иногда они могут приходить к различным выводам, однако все исходят из одних и тех же четко установленных правил.

Как бы много ни было у ученого мужа учеников, как бы ни были они образованны, каждый мазхаб носит имя лишь своего основателя. Так, ханафитский мазхаб назван по имени Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!), несмотря на то, что у этого учителя было много талантливых и одаренных учеников, таких как Абу Йусуф, Мухаммад, Зуфр и другие.

Первые мазхабы начали формироваться в I в. х., когда появились люди, усвоившие многие взгляды сподвижников Пророка (ﷺ). Они собирались и обсуждали то, что было им известно, обменивались мнениями, спорили, формулируя общие положения. Эти люди обогащали мир знаний и со временем стали великими учеными. Но каждый из них шел своим путем. Отсюда и появились различия, и так возникли различные мазхабы.

Ал-А'замийа
В столице Ирака, названной ее основателем, 'аббасидским халифом Абу Джа'фаром ал-Мансуром, Дар ас-салам - Город мира, в районе, называемом ал-А'замийа - Величие, находится могила имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!). Именно в честь Абу Ханифы ан-Ну'мана (да будет доволен им Аллах!), которого считали величайшим имамом мусульман, и получил свое название этот район.

Родословная Абу Ханифы. Детство
Полное имя Абу Ханифы: Абу Ханифа ан-Ну'ман ибн Сабит ибн Зута ал-Фариси. Согласно наиболее достоверным сообщениям, родился он в 80 г. х. (699 г.) в городе Куфа в Ираке.

Рассказывают, что дед его - перс родом из Кабула, захваченный в плен арабскими завоевателями и обращенный ими в рабство, однако впоследствии отпущенный на свободу и ставший вольноотпущенником племени тайм. Абу Ханифу поэтому иногда называют ат-Тайми.

Итак, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) родом был не араб, а перс, принадлежавший к семье вольноотпущенников племени тайм. Однако это никак не повлияло на характер великого ученого; ничего унизительного в такой родословной он не видел, несмотря на то, что в ту эпоху арабское происхождение часто служило поводом для пустой и ничем не заслуженной гордости.

Рассказывают, что некий мужчина племени тайм, желая унизить Абу Ханифу, сказал ему как-то раз: «Ты наш маула» (то есть вольноотпущенник; маула считались людьми «второго сорта»). На что Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) ответил так: «Клянусь Богом, ты не более благороден, чем я».

Личное достоинство для него было куда важнее происхождения. Это свое убеждение подкреплял он словами Священного Корана: «Истинно самый благородный из вас - самый набожный». Тому же учил нас и Пророк (ﷺ): «Моя семья - каждый набожный и благочестивый человек».

Юность
Когда отец Абу Ханифы, Сабит, поселился в Куфе, то был один из самых больших городов Ирака. Багдад еще не был основан. Куфа привлекала к себе ученых со всех уголков мусульманского мира, здесь жили знатные военачальники и вожди племен, переселившихся в Ирак из Хиджаза и других частей Аравийского полуострова. Сам Сабит принадлежал к знатному иранскому роду - отец его Зута, тот, что оказался захвачен в плен арабами, был небезызвестным человеком, по роду занятий - купцом; в этом Сабит шел по стопам своего отца. Дело его процветало, семья жила в достатке и благоденствии.

Надо сказать, что родной город Абу Ханифы, город, где он появился на свет, наложил особый отпечаток на личность героя нашего повествования. Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) родился в мусульманской семье, и ислам был его единственной верой. Рассказывают, что отец Абу Ханифы был глубоко религиозным человеком; живительные соки веры питали его душу, проникая в самое сердце; свою веру он передал и сыну, мальчику смышленому, разумному, способному и восприимчивому.

Еще до рождения Абу Ханифы семья Сабита славилась своим благочестием. Некоторые из историков сообщают, что этот уважаемый человек встречался в Куфе с 'Али, общался с ним и сопровождал его. Есть предание, что однажды 'Али даже лично наградил Сабита. Рассказывают также, что 'Али благословил Сабита и все его потомство. Как и отец, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) готовился стать купцом, избрав торговлю источником средств к существованию. Вместе со своим отцом он ходил в лавку, учился договариваться с продавцами и покупателями, в общем, постигал тонкости и премудрости купеческого ремесла, набираясь опыта и новых знаний и немало преуспев в этом начинании. Сабит в основном занимался торговлей шелковыми тканями, одеждой и всем, что с этим связано. По-арабски торговец тканями называется баззаз, и Абу Ханифу частенько называли не по имени, а по его ремеслу, Абу Ханифа ал-Баззаз.

Особый культурный климат Куфы, сделавший этот город знаменитым, не мог не повлиять на Абу Ханифу (да будет доволен им Аллах!). Он принимал участие в научных диспутах, обсуждениях и спорах, проходивших в мечетях, кружках ученых или даже прямо на улице.

Абу Ханифа и Коран
Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) знал Коран наи¬зусть. Как тогда, так и сегодня, это было и остается долгом каждого ученого и даже просто верующего человека. И хотя первоначально Абу Ханифа ан-Ну'ман ибн Сабит не стремился стать ученым и большую часть времени посвящал торговле, был он глубоко верующим человеком, выросшим в религиозной семье, а потому прекрасное знание Корана было для него чем-то само собой разумеющимся. Прославился же он тем, что часто читал Коран вслух. Рассказывают, что в священный месяц рамадан он читал его до шестидесяти раз. Чтению Корана он учился у имама 'Асима, одного из «семи чтецов».

Между торговлей и наукой
Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) сам рассказывает нам о том, как он обратился к наукам. Однажды я увидел на улице аш-Ша'би; он позвал меня к себе и спросил, куда я направляюсь? Я ответил, что иду на рынок. «Но что тебе до рынка? - воскликнул аш-Ша'би. - Иди к ученым». - Я сказал: «Я редко хожу к ученым». - «Не будь таким беспечным, я вижу в тебе живой ум и бодрость, ты должен обратиться к наукам и войти в круг ученых». Эти слова попали мне в самое сердце. Я решил не идти на рынок, но направился к ученым мужам, и Бог вознаградил меня за такой выбор. Человеком, своим советом, изменившим жизнь Абу Ханифы, был 'Амир аш-Ша'би, один из выдающихся последователей Пророка (ﷺ). В ту эпоху вообще весь Ирак был центром наук и искусств, особенно же известны были города Куфа и Басра. Почему это было так? И отчего аш-Ша'би так высоко оценил способности Абу Ханифы?

С самых древних времен в Ираке сосуществовало множество религий и вероучений, в этой стране бок о бок жили греческие философы и хранители персидской мудрости, последователи самых разнообразных христианских сект. После мусульманских завоеваний местное население здесь потеснили новые народы, и старые противоречия и политические споры вспыхнули с новой силой. О себе заявили ши'иты, хариджиты, му'тазилиты и другие.

Весь Ирак стал огромной ареной, где кипели жаркие, и в том числе научные, споры, и конечно же такой даровитый и талантливый человек, как Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!), не мог и не должен был оставаться в стороне. В расцвете своей молодости впервые стал он принимать участие в ученых дискуссиях, иногда подвергая сомнению даже мнения известных ученых. Однако Абу Ханифа не придерживался каких-либо строго определенных взглядов. И главным его занятием продолжала оставаться торговля; основное внимание он уделял своему ремеслу, которое унаследовал от отца, а тот - от деда.

Многие ученые мужи, отмечавшие живой ум и сообразительность Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!), ясность и особый научный склад его суждений, не хотели, чтобы молодой человек растрачивал свои дарования на подсчет динаров и дирхамов, а посвятил себя наукам. Среди этих ученых, как мы видим, был и 'Амир аш-Ша'би. И вот, в конце концов, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) решил свои способности и дарования направить на приобретение знаний; однако не забывал он и о купеческом ремесле, дававшем ему средства к существованию.

Много времени проводил Абу Ханифа с учеными, на рынке появляясь лишь изредка; у него уже была своя лавка, и он поручил ее своему другу, во всем ему помогавшему и поддерживавшему его. И хотя Абу Ханифа внимательно следил за ходом торговли, но сам в ней участия уже не принимал.

Знание
В те дни ученые мужи в основном занимались тремя главными вопросами. Они изучали основы вероучения (это привлекало большинство их), обсуждали хадисы Пророка (ﷺ), определяли правовые нормы согласно Корану и Сунне, издавали фатвы о том, что не нашло отражения в этих двух источниках права.

Что же более всего привлекало внимание Абу Ханифы? Его друг Абу Йусуф рассказывал, что, когда однажды Абу Ханифу спросили, почему он решил заняться именно правоведением, тот ответил вот как. Меня направил к этому Бог, да будет славен Он, как это подобает величию Его. Когда я захотел заняться науками, я стал представлять их по очереди, размышляя об их задачах и пользе.

Сначала я решил изучать калам - схоластическое богословие, но понял, что цели этой науки неясны, а польза - невелика. Тот, кто посвятил свою жизнь каламу, не может выражать свои мысли четко и ясно; в его речах легко можно найти противоречия. Тогда я захотел изучать грамматику и адаб - назидательную литературу, но поразмыслив, пришел к выводу, что изучив их, смогу лишь обучать этому юношей. Поэтому я обратил свой взор к поэзии, но что такое поэзия - стихотворные восхваления да поношения, богопротивная ложь.

Размышлял я и об изучении науки чтения Корана; я сказал себе, что если добьюсь успеха в этом деле, то у меня появятся ученики; но ведь изучение Священного Корана и его смыслов - слишком трудное дело для одного человека. Тогда я захотел изучать хадисы, но понял, что это может занять слишком много лет; когда я смогу передавать свои знания людям, я буду уже слишком стар, а мои ученики все будут молоды; память моя ослабнет, и ум померкнет. И вот я обратился к правовым наукам. И чем больше я думал об этой науке, тем более интересной и полезной казалась она мне, я не находил в ней никакого изъяна.

Я стал посещать встречи ученых и правоведов, знаменитых шейхов, перенимал их манеры. Я понял, что истинное поклонение Богу, исполнение Его заветов возможно лишь благодаря знанию, только знание открывает нам этот мир и мир будущей жизни. Тот, кто хочет познать мир, - должен обладать большими и глубокими познаниями; тот, кто хочет поклоняться Богу, - должен обладать знанием, глубоким пониманием и поступать в соответствии с ними. После этих слов становится понятно, как относился Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) к различным наукам и почему он избрал для себя изучение именно фикха, или правовых наук. Великий ученый впитал все лучшее, что было в мусульманской культуре той эпохи; одинаково хорошо владел основами разных наук. Он наизусть выучил Коран по чтению 'Асима; собрал большое количество хадисов; знал грамматику и поэзию; мог на равных поспорить со многими знатоками богословия, обсуждая вопросы веры. Живя в Куфе, Абу Ханифа частенько ездил в Басру, чтобы повстречаться с жившими там учеными; иногда подолгу задерживаясь в этом городе.

Итак, свой выбор Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) окончательно остановил на фикхе.

Учитель
О том, каковы были первые шаги Абу Ханифы в науке, мы знаем из рассказа самого великого ученого. Абу Ханифа сразу же донял, что сначала должен учиться не у одного ученого, но нескольких, целиком посвятив себя науке; затем же ему следовало избрать лучшего из факихов, который бы завершил его образование и советов которого он всегда должен был бы слушаться.

Таким наставником для Абу Ханифы стал один из выдающихся ученых того времени Хаммад ибн Аби Сулайман. Именно он обучал Абу Ханифу фикху. Абу Ханифа не расставался с Хаммадом до самой смерти учителя. Абу Ханифе было двадцать два года, когда он впервые встретился с Хаммадом; вместе им было суждено провести восемнадцать лет, в течение которых их отношения ни разу не омрачились ни ссорами, ни спорами.

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) был способным и прилежным учеником, с легкостью усваивал новые знания, грамотно анализировал трудные задачи, выносил верные решения по вопросам права. Он даже стал задумываться о том, чтобы оставить Хаммада и самому стать учителем и составить I свой кружок. Вскоре, правда, Абу Ханифа отказался от этой мысли. Вот как он сам рассказывает об этом.

К тому времени я уже десять лет учился у Хаммада, и захотелось мне обрести свободу, я собирался оставить Хаммада и собрать свой собственный кружок. И вот однажды вечером я вышел из дому, набравшись смелости объявить о своем решении, но только войдя в мечеть я понял, что не могу покинуть его. Я вошел и сел среди учеников. В тот вечер Хаммад получил известие о том, что один из его родственников, живущих в Басре, скончался; после него осталось имущество, и Хаммад был единственным наследником. Он должен был уехать в Басру и сказал мне, чтобы я занял его место. Как только учитель уехал, мне сразу же стали задавать вопросы, подобные которым я никогда не слышал, я отвечал на них и записывал свои ответы. Через некоторое время вернулся из своего путешествия Хаммад. Я показал ему все вопросы - их было около шестидесяти - и свои ответы. Хаммад согласился со мной лишь в сорока случаях. Остальные же двадцать ответов он счел неправильными. И тогда я поклялся, что не покину своего учителя до конца; и я был с ним до его последнего дня.

Теперь, дорогой друг, ты видишь, как хотелось Абу Ханифе стать самостоятельным ученым, когда он решил, что уже обладает достаточными знаниями, и что из этого вышло. Ибо действительно, для каждого ученика самым важным, но и самым опасным моментом является расставание со своим учителем. Абу Ханифа как-то сказал: «Тот, кто считает, что он сведущ в чем-то, на самом деле есть невежда». Каждый из тех, кто учится, должен помнить о том уроке, который судьба преподнесла Абу Ханифе. Целых двадцать раз допустил он ошибку и в смущении вновь стал простым учеником, уже более не пытаясь расстаться с наставником.

Конечно же, нужно помнить, что, преклоняясь перед Хаммадом, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) посещал кружки и других ученых, как в Куфе, так и других городах, учась и у них, оттачивая свои навыки и мастерство. Абу Ханифа находился в постоянном движении, поставив своей целью увеличивать знания. Особенно он стремился как можно чаще встречаться с последователями Пророка (ﷺ), хорошо знавшими сподвижников Мухаммада. Абу Ханифа говорил: «Я перенимал правовые знания у 'Умара, 'Али, 'Абд Аллаха ибн Мас'уда, Ибн 'Аббаса через тех, кто знал их».

Ученик
У Хаммада было много учеников, но самым талантливым из них был, без сомнения, Абу Ханифа. Он был достойной сменой своему наставнику. Когда Хаммад скончался, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) занял его место в одной из мечетей города Куфа. Он разбирал сложные юридические вопросы и дела, выносил решения по многим важным вопросам. Именно в этот период особенно ярко проявились блестящие дарования ученого мужа. И именно тогда им были определены правовые нормы, составившие основу ханафитского мазхаба.

Торговля
Я уже рассказывал о том, что Абу Ханифа был торговцем, унаследовавшим это занятие от отца и деда. Обратившись по совету аш-Ша'би к изучению наук, Абу Ханифа передал все дела одному из своих друзей. Впрочем, это не значило, что он полностью оставил торговлю. Он должен был зарабатывать себе на жизнь - еду, питье, одежду и все необходимое.

Сообразно своим целям Абу Ханифа распределял свое время между работой и наукой, уделяя каждому из занятий должное внимание, следуя в этом словам Печати пророков, Учителю мудрецов Мухаммаду ибн 'Абд Аллаху (ﷺ): Лучшее богатство - то, которое честно заработано. Лучшее из того, что может есть человек, - плод рук его. Рассказывают, что Пророк однажды поцеловал огрубевшую от тяжелой работы руку некоего человека, сказав: «Бог любит эту руку».

Тот, кто устает к вечеру от работы, к вечеру будет прощен. Много сделав для науки, немалых успехов добился Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) и в торговле. А знаком достижений в торговле является не накопленное богатство, но добрая слава, честное имя и доверие людей. И обрести все это Абу Ханифе позволили четыре качества, которыми он обладал. Люди отмечали его щедрость, великодушие, честность и набожность. Вот несколько забавных рассказов об Абу Ханифе, сохраненных для нас преданием, которые помогут нам понять, каким был этот человек в жизни.

Однажды в лавку Абу Ханифы пришла некая женщина, желавшая продать шелковое платье. Она просила за него сто серебряных дирхамов. Осмотрев платье, Абу Ханифа сказал, что готов купить его дороже. Тогда женщина сначала увеличила цену вдвое, а затем еще вдвое. Абу Ханифа и теперь сказал, что платье стоит дороже. Женщина в конце концов решила, что над ней просто смеются. Тогда Абу Ханифа попросил ее позвать в лавку какого-нибудь прохожего. И первый же человек, увидевший это платье, заплатил за него пятьсот серебряных дирхамов.

Как-то к Абу Ханифе пришла женщина, которая хотела купить одно платье. Когда Абу Ханифа спросил с нее четыре серебряных дирхама, женщина не поверила. Тогда Абу Ханифа объяснил: «Я купил два одинаковых платья; одно из них я уже продал, возместив все издержки. И теперь это оставшееся платье стоит лишь четыре дирхама». Пришел однажды к Абу Ханифе один из его друзей, который хотел купить себе шелковое платье определенного цвета и размера. Но так как в лавке не нашлось ничего подходящего, Абу Ханифа пообещал: «Подожди немного, пока я не найду то, что ты хочешь, если так пожелает Бог».

Когда нужное платье было найдено, друг вновь пришел в лавку, и Абу Ханифа, сказав, что исполнил обещание, показал платье, попросив за него только один серебряный дирхам. Покупатель решил, что Абу Ханифа шутит, но тот объяснил, что недавно купил два платья за двадцать золотых динаров и один дирхам; первое из платьев он только что продал за двадцать динаров. И поэтому второе стоит лишь один дирхам.

Рассказывают, что однажды Абу Ханифа послал своего друга Хафса б 'Абд ар-Рахмана продавать на рынке одежду, сказав, что одно из платьев имеет изъян, и попросив указать на него при продаже. Хафс продал всю одежду, забыв о том, что наказал ему Абу Ханифа. Когда же Абу Ханифа узнал об этом, то вернул человеку купившему испорченное платье, все деньги.

Облик и знание
Каждый эпизод жизни Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!) есть урок, урок и назидание для всех нас, сынок. Но вот о чем хотелось бы рассказать сейчас. Многие думают, что понастоящему благочестивыми могут быть только дервиши, однако разодранная одежда, босые и истертые в кровь ноги, безумный облик сами по себе никак не связаны с верой в Бога.

Что же говорил об этом Абу Ханифа? Известно, что он очень внимательно относился к своему внешнему виду, тщательно подбирал свою одежду и следил за ней. Говорят, что платье его стоило не меньше тридцати золотых динаров. Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) был аккуратен и пользовался благовониями. Друг и ученик ученого Абу Йусуф говорил, что никогда не видел своего наставника в рваных сандалиях.

Рассказывают, что как-то один из учеников пришел к Абу Ханифе в рваном платье. Когда занятия окончились, Абу Ханифа попросил ученика задержаться. Все разошлись, и они остались вдвоем. Абу Ханифа сказал: - Подними молитвенный коврик и возьми себе то, что найдешь там.
Ученик сделал так, как ему велели, и увидел под ковриком тысячу дирхамов.
- Возьми эти деньги и приведи себя в порядок, - продолжал Абу Ханифа.
- Я богат, ибо чувствую милость Бога. Мне не нужны деньги, - возразил ученик.
Тогда Абу Ханифа напомнил несговорчивому молодому человеку слова Пророка (ﷺ): «Бог любит видеть след милости своей на рабах своих».
- Ты должен выглядеть хорошо, чтобы не огорчать своим обликом товарищей, - пояснил ученый.
Рассказывают также, что Абу Ханифа из года в год откладывал деньги, на которые затем покупал одежду, еду и все необходимое для сборщиков хадисов и шейхов. Оставшиеся же после этого динары и дирхамы он раздавал нуждающимся, говоря: «Потратьте их с пользой для себя и благодарите лишь Бога за эту милость, ибо я даю вам не из своих богатств, но из тех, что даровал мне Бог».

Меж двух эпох
Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) прожил семьдесят лет: родился в 80 г. х. и скончался в 150 г. х. Он был современником последних халифов из династии Умаййадов и первых халифов из династии 'Аббасидов. Когда он родился, Умаййады еще прочно держались у власти, но позднее он видел их крах и падение; на глазах Абу Ханифы возник 'Аббасидский халифат.

Такой образованный и влиятельный человек, каким был, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!), конечно же не мог оставаться в стороне от происходивших событий, великих перемен; и более того, он просто не мог не принимать в них участия. Это было бы неразумно, ибо он имел реальную возможность влиять на ход истории, подвергаясь, в свою очередь, влиянию того, что происходило вокруг.

Каждый, кто изучает ту эпоху, легко может понять, что это был один из ключевых моментов истории, но даже живя в то неспокойное время, Абу Ханифа продолжал стремиться к истинному знанию, сохраняя свои убеждения и оберегая свою веру. Он не жертвовал своими принципами и ясно провозглашенными взглядами ради сиюминутной выгоды тех, кто совершал государственные перевороты, за что ему не раз пришлось поплатиться.

Зайд, о котором пойдет речь в этой главе, был сыном 'Али Зайн ал-'Абидина, сына Хусайна ибн 'Али Аби Талиба. Ты конечно же знаешь о тех преследованиях, которым подверглись потомки 'Али в годы правления Умаййадов, после потрясшей всех мусульман гибели Хусайна ибн 'Али в Кербеле. Трудно без содрогания говорить обо всех тех невзгодах, которые пришлось пережить потомкам Пророка (ﷺ).

В 121 г. х. Зайд ибн Али поднял восстание против умаййадского халифа Хишама ибн 'Абд ал-Малика. Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) поддерживал Зайда, хотя и не брал в руки оружия и не сражался с его противниками. Сообщают, что однажды Абу Ханифа даже произнес такую фразу: «Зайд ибн 'Али напоминает мне Пророка (ﷺ) в день боя при Бадре».

Когда Абу Ханифу спросили, почему он открыто не выступил на стороне Зайда, он ответил: «Меня удержали от этого мои обязательства перед людьми, и я опасался, что погибну в безвестности». Своим ученикам Абу Ханифа объяснил: «Если бы я не был уверен, что люди не бросят Зайда на произвол судьбы, как они бросили его деда, я бы взял в руки оружие, ибо он - истинный имам мусульман. Но я помогал Зайду деньгами». Абу Ханифа послал Зайду десять тысяч дирхамов и попросил человека, который должен был передать эти деньги, извиниться перед внуком Хусайна.

Однако независимо от того, принимал ли Абу Ханифа непосредственное участие в восстании или нет, сражался он или только помогал деньгами, Умаййады и их сторонники не могли оставить без внимания деятельность Абу Ханифы, простить ему поддержку восставших. Выждав благоприятный момент, правитель Куфы, невежественный и ничем не прославившийся Йазид ибн 'Амр б Хубайра, решил отомстить Абу Ханифе.

В 122 г. х. имам Зайд был убит, и восстание в Куфе закончилось. Дело отца продолжил его сын Иахйа, поднявший в 125 г. х. восстание в Хурасане, и внук 'Абд Аллах. Однако и они оба были злодейски убиты.

Испытания
Как я уже сказал, наместником Умаййадов в Куфе был Йазид ибн 'Амр ибн Хубайра, человек жестокий и коварный. Он знал о том, что Абу Ханифа поддерживал семью 'Али. Но поскольку ученый не брал в руки оружия, было решено не трогать его некоторое время. Когда же Зайд, его сын и внук были убиты, власти заключили, что настала очередь и их сторонников, среди которых был и Абу Ханифа.

Историки рассказывают о событиях тех лет следующее. В годы правления Умаййадов наместником в Куфе был Ибн Хубайра. Когда волнения в Ираке закончились, все факихи Ирака собрались у Ибн Хубайра; среди них был и Ибн Абу Лайла, Ибн Шабрама, Дауд ибн Аби Хинд. Каждый из них получил новую почетную должность.

Ибн Хубайра послал и за Абу Ханифой, которого хотел сделать хранителем печати наместника, чтобы тот лично заверял все документы и следил за расходованием казны.
Если бы Абу Ханифа согласился занять эту должность, то это бы означало, что он находится на стороне государственной власти, на стороне Умаййадов. Ему предлагали занять почетную должность, сулившую большие богатства.

Однако Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) отказался принять предложение наместника. И тогда Ибн Хубайра поклялся, что накажет строптивого ученого, если тот не передумает. Факихи Ибн Аби Лайла, Ибн Шабрама, Дауд ибн Аби Хинд собрались у Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!).
- Богом молим тебя, не губи себя. «Мы твои братья, и всем нам мерзко это, но едва ли мы можем избежать этого», - говорили они, пытаясь убедить Абу Ханифу согласиться занять новую должность хотя бы из жалости к себе.

Факихи опасались, что Ибн Хубайра исполнит свои угрозы.
Но ведь имам и факих должен быть примером для всех людей! И Абу Ханифа отвечал так: - Да я не стал бы молиться с ним в одной мечети, а он хочет, чтобы я ставил печать на то, что он напишет своей рукой, испачканной в крови злодейски убитых людей. Никогда не бывать этому! Услышав такой ответ, Ибн Аби Лайла, самый старший из факихов, сказал Абу Ханифе: - Правы те, кто считают так, как ты; остальные же заблуждаются. Вес мы согрешили, кто из страха, кто, желая разбогатеть.

Тюрьма и стойкость
По приказу Ибн Хубайры Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) был взят под стражу и брошен в тюрьму. Его пытали, стараясь сломить волю и заставить смириться; жестоко избивали, он часто терял сознание, но так и не сказал «да», ни разу не позвал никого на помощь, но оставался верен своему слову, был неколебим, как высокая скала. В конце концов палач, пытавший Абу Ханифу, пришел к Ибн Хубайре и сказал: - Этот человек уже почти мертв, если мы сейчас не остановимся, то он покинет этот мир. Ибн Хубайра воскликнул: - Ты что, хочешь, чтобы я нарушил свою клятву, не сдержал данное слово? Продолжай же! Вырви у него согласие!

Палач вернулся к Абу Ханифе и передал ему слова Ибн Хубайры. Выслушав все, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) с прежней решительностью сказал: - Я не стал бы с ним даже молиться в одной мечети. Палач вновь направился к наместнику. Ибн Хубайра смутился, не зная, как поступить, а затем сказал: - Передай этому несчастному, что мы даем ему отсрочку, пусть он подумает еще!

В священных городах
Абу Ханифе (да будет доволен им Аллах!) сообщили о решении Ибн Хубайры. И он сказал, что должен посоветоваться с братьями. Вскоре Ибн Хубайра приказал отпустить Абу Ханифу. Истощенный и лишенный сил ученый покинул тюремные застенки. Его трудно было узнать. Оказавшись на свободе, Абу Ханифа размышлял: «Если я останусь в Куфе, то через некоторое время, скорее всего, вновь попаду в тюрьму. А в священном городе Мекке я стану недосягаем для моих преследователей, ибо каждый, кто находится там, неприкосновенен».

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) решил отправиться в Мекку и поселиться там. Это произошло в 130 г. х. Там Абу Ханифа жил до тех пор, пока к власти не пришли 'Аббасиды. Только тогда ученый вернулся в Куфу; уже в годы правления Абу Джа'фара ал-Мансура. Было бы неправдой сказать, что Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) несколько лет безвыездно прожил в Мекке. Когда ему представлялась возможность, он ненадолго посещал город своего детства, своей юности.

Присяга Абу-л-'Аббасу
Известие о приходе к власти людей из рода Пророка (ﷺ) Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) встретил с нескрываемой радостью, ведь именно их он всегда считал законными правителями. Первым халифом в 132 г. х. стал Абу-л-'Аббас ас-Саффах. Рассказывают, что когда ас-Саффах прибыл в Куфу, то случайно застал там Абу Ханифу. К тому моменту Ибн Хубайра уже давно перестал быть наместником.

Абу-л-'Аббас собрал всех ученых, обратившись к ним со словами: - Ныне власть в руках тех, кто достоин ее, в руках потомков рода Пророка (ﷺ). Бог даровал вам милость, даровал вам истинного имама. Вы, ученые, благороднейшие из мужей, будете облагодетельствованы, будете иметь все, что пожелаете. Присягните же истинному имаму, и тогда всегда будет у него оправдание для вас. Если же не присягнете, то не найдется у него для вас оправдания.

Услышав эти слова, все посмотрели на Абу Ханифу (да будет доволен им Аллах!), словно ища у него поддержки. Люди хотели знать, что скажет мудрый и справедливый ученый. И вот каковы были его слова: - Поступайте так, как велит вам сердце. Я говорю о себе и о вас. И ответили люди: - Это нам по душе. Тогда Абу Ханифа поднялся и сказал: - Слава Богу, который возвысил истинного имама из рода Пророка (ﷺ) и избавил нас от несправедливого гнета. Вот присягаем тебе и будем верны тебе до срока, и да сохранит Бог власть в руках потомков дома Пророка (ﷺ).

В ответ на эти изысканные речи Абу-л-Аббас произнес: - Ты лучший из ученых, люди не зря отличали тебя. Ты достиг совершенства в красноречии. Когда халиф покинул город, люди спросили Абу Ханифу, о каком сроке он говорил. Ученый ответил: - Я имел в виду, что мы будем верны, пока нас не будут обманывать; тогда же - обманем и мы. Замолчали все слушавшие Абу Ханифу, потому что мудры были речи его.

'Аббасиды
Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) приветствовал приход 'Аббасидов и всячески поддерживал новую власть. Он уважал правителей и высоко ценил их заслуги. Но так он к ним относился лишь до тех пор, пока они с уважением относились к роду 'Али. Когда же они нарушили свое обещание, он вновь выступил против. И вновь подвергся гонениям.
Второй 'аббасидский халиф Абу Джа'фар ал-Мансур пытался приблизить к себе Абу Ханифу, отмечая его достоинства, посылал ему щедрые подарки, от которых, однако, Абу Ханифа всегда вежливо отказывался; он не любил щедрых даров.

Однажды халиф ал-Мансур даже упрекнул ученого за это, спросив, почему он так упрям. Абу Ханифа отвечал так: - Не было такого, чтобы повелитель верующих одаривал меня чем-нибудь из своих богатств; если бы это случилось, то не отказался бы я. Повелитель всегда одаривал меня тем, что принадлежит всем мусульманам, но нет у меня права на это. Я не сражался с ними, чтобы потом их имущество стало моей добычей; я не маленький ребенок, чтобы они помогали мне как родители; я не беден, чтобы они делились со мной.

Однажды халиф ал-Мансур поссорился со своей женой Хуррой; она утверждала, что халиф забыл про нее, и требовала, чтобы он отдал ей должное. Ал-Мансур спросил ее, кого позвать рассудить их. Хурра назвала имя Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!). Услышав это, халиф обрадовался и послал за ученым. Когда тот пришел, ал-Мансур сказал: - Хурра поссорилась со мной, так рассуди же нас. Абу Ханифа предложил: - Пусть первым говорит повелитель верующих. Ал-Мансур повел такую речь: - Скажи мне, о ученый, сколько жен позволено иметь мужчине?

- Четыре, - не задумываясь ответил Абу Ханифа.
- А сколько может быть у него рабынь? - продолжил ал-Мансур.
- Сколько угодно, - вновь ответил Абу Ханифа.
Тогда ал-Мансур сказал: - А может ли кто-нибудь утверждать что-либо другое?
- Нет, - ответил ученый.
А халиф повернулся к своей жене и сказал: - Ты все слышала сама.
Тогда Абу Ханифа произнес такие слова: - Повелитель верующих, Бог позволил это только для тех, кто справедлив. Тот же, кто не может быть справедлив, или боится, что не будет справедлив, может жениться лишь на одной, ибо сказано в Коране: «Если боитесь, что не будете справедливы, то женитесь на одной» (Коран, 4:3). И мы должны поступать согласно заповедям Бога, следуя наставлениям Его.

Выслушав Абу Ханифу, долго молчал ал-Мансур, не зная, что ответить. Абу Ханифа же встал и вышел. Когда он вернулся домой, то узнал, что Хурра прислала к нему слугу с богатыми дарами: осла, нагруженного деньгами и одеждой, и прекрасную невольницу. Но Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) отказался принять дары; он наказал слуге отнести все обратно: - Скажи своей госпоже, что я поступил так, потому что этого требовала вера моя, я поступил так, как велел нам Господь, я не хотел заслужить чью-нибудь благосклонность или расположение.

Новые разногласия
Прошло совсем немного времени, и вновь власти стали преследовать Абу Ханифу. Теперь он подвергся еще более жестоким гонениям, чем прежде. Возможно, что это стало и причиной смерти ученого. Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) был верен 'Аб-басидам лишь до тех пор, пока они не начали преследование потомков 'Али ибн Аби Талиба. В 145 г. х. Мухаммад ибн 'Абд Аллах ибн Хасан, прозванный ан-Нафс аз-Закийа, Чистая душа, поднял восстание против халифа ал-Мансура. Вскоре к Мухаммаду присоединился его брат Ибрахим. Восстание было подавлено, оба брата - убиты.

После этого ал-Мансур, забыв о кровных связях, начал преследование всех потомков 'Али, жестоко расправляясь с ними. Абу Ханифа резко выступил против таких действий. Он не взял в руки оружие, не отправился в военный поход. Однако слова его и речи, обличавшие 'Аббасидов, разили больнее самого острого меча.

Все это беспокоило ал-Мансура, пытавшегося уличить Абу Ханифу и подвергнуть проверке его верность государственной власти. Но Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) действовал всегда очень осмотрительно, не давая халифу возможности достичь своей цели. Иногда ученый хитрил, не называя вещи своими именами, иногда же дерзко и бесстрашно разоблачал несправедливость.

В то время ал-Мансур начал строительство Багдада, Города мира, новой столицы своего государства. И он хотел, чтобы Абу Ханифа стал главным кади новой столицы. Однако ученый отказался от предложения. Халиф продолжал настаивать, дело дошло до того, что он приказал ему занять любую государственную должность. Абу Ханифа понял, что так просто халиф не отступит, и решил наняться рабочим на строительство стены нового города. Тем самым он не нарушил приказа правителя.

Ал-Мансур не переставал преследовать членов семьи 'Али, он бросал их в тюрьмы, забирал их имущество, отнял у них даже то, что даровал им первый 'аббасидский халиф ас-Саффах. Абу Ханифа же, хитростью избежавший нового назначения, смог избежать и гнева халифа, не поступившись идеалами и принципами.

Ал-Мансур продолжал внимательно следить за поступками Абу Ханифы, наблюдал за каждым его шагом, выжидая того момента, когда наконец ему удастся отомстить. Рассказывают, что халиф ал-Мансур часто пытался заставить Абу Ханифу явно выразить свое недовольство; это бы позволило халифу наказать строптивца. Однажды жители Мосула подняли восстание против ал-Мансура. Но у жителей этого города с халифом был заключен договор о том, что в случае неповиновения он будет иметь право расправиться с непокорными. Ал-Мансур пригласил к себе ученых, правоведов и судей; среди пришедших был и Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!).

Халиф обратился к присутствовавшим с такими словами: - Помните ли вы слова Пророка (ﷺ) о том, что «каждый мусульманин должен исполнять свои обеты», а ведь жители Мосула обещали, что не будут восставать против меня. Но вот они восстали, и теперь я могу расправиться с ними. Что вы скажете на это?
- Повелитель всех правоверных, они в твоей власти, и справедливы речи твои, ты можешь простить их, ты можешь и наказать их, ибо ты имеешь право! - ответил один из присутствовавших.
Выслушав говорившего, ал-Мансур обратился к Абу Ханифе, желая узнать его мнение.
- А ты что думаешь об этом? Ведь наша власть - власть от Пророка (ﷺ).

Бесстрашный Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) так отвечал всесильному халифу: - Они заключили с тобой договор о том, на что не имели власти ни они, ни ты. Кровь мусульманина может пролиться лишь в трех случаях (Если мусульманин откажется от своей веры, если будет уличен в прелюбодеянии, если убьет другого мусульманина.), и не позволено тебе причинить им вред, ибо важнее всего - заповеди Господа нашего.

Тогда ал-Мансур приказал всем разойтись, Абу Ханифу же он попросил остаться и сказал ему: - Справедливо то, что ты говорил, возвращайся же в свой город и не рассказывай о моем заблуждении.

Кончина
Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) часто порицал кади за их ошибки; ал-Мансур решил, что это достаточный повод, чтобы вновь попытаться сломить непреклонного ученого. Халиф приказал ученому занять должность главного кади, и когда Абу Ханифа отказался, бросил его в тюрьму.

Однажды халиф пришел в его камеру, и между ними произошел такой разговор: - Остерегайся наказания Божьего», - сказал Абу Ханифа. - Если я не согласился подчиниться тебе, когда ты был расположен ко мне, то как же я соглашусь теперь, когда ты разгневан на меня? Даже если бы предложили мне на выбор утонуть в водах Евфрата или стать кади, я бы предпочел смерть. Что тебе до меня? У тебя есть много приспешников. Я же не подхожу тебе!
- Ты лжешь, именно ты должен стать моим кади! - воскликнул ал-Мансур.
Абу Ханифа так отвечал халифу: - Ты противоречишь сам себе, лжец не может стать кади.

В гневе халиф приказал публично высечь старого ученого - он был приговорен к ста двадцати ударам. Абу Ханифу вывели на площадь; после двадцатого удара старик начал терять сознание. С уст его слетела молитва: - О Боже, удали от меня зло их, ибо Ты можешь это. Среди приближенных халифа нашелся один, кто заступился за ученого. Абу Ханифу выпустили из темницы, но запретили иметь учеников, разбирать тяжбы и даже покидать свой дом. До самой своей кончины в 150 г. х. жил Абу Ханифа в опале.

Да упокоит Господь душу его в садах мучеников и праведников. После смерти имама ал-Мансур не переставал повторять: - Кто же из живых и мертвых мог бы оправдать меня, кроме Абу Ханифы!

Мазхаб Абу Ханифы
Такова была жизнь Абу Ханифы, ан-Ну'мана ибн Сабита. Надеюсь, сынок, что рассказ мой не показался тебе скучным или неполным. За свою жизнь Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) разобрал множество сложных и запутанных дел, вынес большое количество остроумных решений. Его ученики записывали слова своего наставника, составляли на основе его решений сборники.

Этому полезному и благородному делу посвящали себя не только те, кто был лично знаком с Абу Ханифой, но и те, кто уже не застал его в живых. Все они систематизировали и упорядочивали суждения ученого, составившие основу особого мазхаба.

Некоторые ученики и последователи Абу Ханифы классифицировали его решения по самым различным вопросам. Мазхаб Абу Ханифы распространился по всему мусульманскому миру, в особенности после того, как Абу Иусуф, Иа'куб Ибрахим ибн Хабиб ал-Ансари, ученик Абу Ханифы, стал главным кади 'Аббасидского государства. Все свои решения он принимал, исходя из принципов мазхаба, основанного учителем.

Мазхаб Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!) распространился в Сирии, Египте, Северной Африке, не говоря уже о Хиджазе и Ираке. И до сего дня многие правовые вопросы, связанные с бытом (брак, развод, наследование имущества и т. д.), решаются согласно этому мазхабу, ставшему в Османской империи основой всего законодательства.

Имам Малик
Влюбленный в Медину
Он родился в Медине и всю свою жизнь прожил в этом городе, ни разу не покидая его. Он умер в Медине и был там похоронен. Малик (да будет доволен им Аллах!) был действительно влюблен в родной город, любил его так, как только вообще возможно любить те места, где ты родился. Каждый день вбирал он грудью благоуханные ароматы, которые источала могила Пророка (ﷺ). Малик жил там, где даже ветер напоминал о великих днях прошлого, днях жизни Пророка, днях славы, священных днях...

Аш-Шафи'и рассказывал, что однажды, придя в гости к Малику, он увидел у дверей его дома множество коней и мулов; все они были подарены Малику.
Аш-Шафи'и сказал ему: - У тебя прекрасные лошади! - Возьми их себе, они твои, - ответил своему гостю Малик.
- Но как, ты совсем ничего себе не оставишь? - изумился аш-Шафи'и.
- Мне стыдно ездить верхом там, где сам Пророк (ﷺ) ходил пешком, - сказал Малик.
Так глубока была любовь Малика к своему городу, городу, в котором жили благороднейшие из людей. Столь трепетное отношение к Медине было одной из ярких черт характера этого великого человека. Малик жил в городе Пророка (ﷺ), городе, хранившем память о нем; именно благодаря этому хадисы, Предание, стали основой всей его научной деятельности.

Давай же, сынок, поближе познакомимся с этим великим имамом прошлого.

Детство
Его полное имя Малик ибн Анас ибн Малик ал-Асбахи ал-Химйари. Предки Малика были родом из Йемена. Сам он родился в Медине в 93 г. х. и был седьмым ребенком в семье. Его отец, торговавший шелком, имел свою лавку. Семья не была бедной, но и богатой ее назвать тоже трудно. Однажды вечером вся большая семья собралась вместе, и дети стали наперебой рассказывать отцу о том, что они делали днем.

А затем отец стал задавать своим детям вопросы о вере, и они давали правильные ответы, все, кроме Малика, который путался и сбивался. Было ему тогда около десяти лет. К тому времени он уже знал наизусть Коран и некоторое количество хадисов, но еще не слишком хорошо разбирался во всем этом - был мал. Его больше привлекали игры со своими друзьями. Отец побранил своего сына и посоветовал ему взяться за ум.

Поворотный момент
Малик заплакал и бросился на шею к матери, которая стала успокаивать и утешать его. На следующий день она повязала на его голову новую чалму, надушила лучшими благовониями и послала в мечеть Пророка, чтобы он стал учеником одного из шейхов. В тот день для Малика открылись двери знания, и он решил посвятить всю свою жизнь служению науке. Своему решению Малик не изменил до самой смерти.
С того дня появилась у Малика и новая привычка. Перед тем как отправиться в свой кружок, он тщательно мылся, душился и надевал все лучшее, что у него было. Он стал знаменит благодаря этой своей привычке и оставался верен ей даже в дни лишений и голода. Так разговор с отцом многое изменил в жизни Малика.

Первые наставники
В те дни в мечети Пророка (ﷺ) было более семидесяти кружков. Руководили ими величайшие ученые той эпохи. Самым знаменитым был кружок Раби'и ибн Фаруха из племени тамим, одного из выдающихся ученых, живших когда-либо в Медине. Своим ученикам он говорил о возможности использования разума и логики в тех случаях, когда нельзя найти ответа на какой-либо вопрос в Коране или Сунне. Раби'а так горячо отстаивал свою точку зрения, что его даже прозвали Раби'ат ар-ра'й - «привязанный к личному суждению». Именно в этот кружок и отправила Малика мать.

Мальчик жадно принялся усваивать новые знания. Он быстро догнал своих сверстников и вскоре понял, что ему недостаточно того, чему он может научиться у Раби'и. Малик стал слушать лекции и в других кружках, у одного ученого он изучал Коран, у другого - толкования к нему, у третьего - хадисы. Он слушал многих шейхов, запоминал их слова, речения, суждения и затем вновь возвращался в кружок Раби'и.

В домах наставников
Жизнь Малика (да будет доволен им Аллах!) текла мирно и безмятежно, его не интересовало ничего, кроме науки. Он постоянно стремился получать новые знания. Иногда случалось так, что какая-нибудь интересная мысль приходила к нему уже после того, как кружки расходились, но Малик не мог удержаться и бежал к своим наставникам домой. Порой ему приходилось ждать шейха несколько часов, стоя под палящим солнцем у его дома.

Как только он видел, что шейх зашел в дом, он сразу же следовал за ним. Рассказывают, что Малик всегда носил с собой несколько фиников, которые он отдавал слугам, чтобы те пустили его внутрь. Малик всегда брал с собой веревку, и как только он слышал новый хадис, он завязывал на ней узел. Вечером, перед сном, он повторял этот хадис и затем развязывал узел. А если же он не мог вспомнить все, то он сразу же уходил из дома и отыскивал того человека, от которого слышал новый хадис, и заставлял его повторить сказанное.

Стремление к знанию и поиски средств к существованию
Достигнув совершеннолетия, Малик женился, вскоре у него родилась дочь. Спустя короткое время после рождения дочери у Малика умер отец, и теперь сам Малик должен был полностью нести ответственность за свою семью. В наследство от отца ему досталось лишь четыреста динаров. Время шло, деньги расходовались; Малик же все свое время и силы отдавал науке. И в конце концов он был вынужден продать балки своего дома, чтобы накормить семью.
Так Малик оказался перед выбором и должен был либо оставить науку, либо смириться с бедностью.

Помогите же ищущему знаний!
Тяготы и лишения заставили Малика (да будет доволен им Аллах!) обратиться к сильным мира сего. Он просил помощи у властителей, просил о том, чтобы они дали ему хотя бы немного денег; ему было достаточно даже самой скромной суммы, которая позволила бы избежать унижений нищеты и спасти приобретенные знания. Но Малик был тогда еще слишком молод. Да, он был умен и талантлив, но еще не входил в число тех ученых мужей, от одного лишь слова, которых сотрясались престолы властителей. Никто не обратил внимания на мольбы молодого ученого, его крики о помощи потонули среди тысяч таких же криков.

Считают их богачами из-за скромности
Этот образ из Священного Корана в точности описывает то положение, в котором оказался Малик. Он жил в ужасающей бедности, ему часто не на что было купить даже хлеба; но его рука ни разу не потянулась за подаянием, потому что гордость и врожденное благородство не позволяли ему поступить так.

Даже в самые тяжелые дни Малик (да будет доволен им Аллах!) внимательно следил за своим внешним видом, за своей одеждой. Глядя на него, можно было подумать, что это человек вполне обеспеченный и даже богатый. Хотя, конечно же, не всегда Малику удавалось утаить от людей истинное положение вещей. Как-то ночью, когда дочь его громко заплакала - голод мешал ей уснуть, - Малик поднялся, подошел к ручной мельнице и начал вращать ручку. Шум жернова заглушал плач девочки, пока рыдания не прекратились, и она не уснула.

Честь и достоинство
Благородный человек всегда стремится сойтись с благородным, отважный храбрец - с отважным храбрецом, ученый - с ученым. Эта простая истина нашла свое подтверждение и в событиях жизни Малика. Однажды в Мекку из Египта приехал молодой ученый, происходивший из богатой семьи. Это был ал-Лайс ибн Са'д, ставший впоследствии имамом Египта. В одном из кружков он познакомился с Маликом, и два молодых человека сразу же подружились. Широта познаний и глубокий ум каждого из них позволили им легко найти общий язык. Общаясь со своим новым другом, ал-Лайс вскоре понял, что Малик, несмотря на свой опрятный вид, несмотря на запах душистых благовоний, исходящий от его одежды, очень беден. Понял он и то, что Малик изо всех сил пытается скрыть свою бедность.

Однажды вечером придя в гости к Малику, ал-Лайс вручил ему большой кошелек с деньгами. Малик пытался отказаться, но ал-Лайс заставил его принять подарок. Вскоре ал-Лайс был вынужден вернуться в Египет, но и оттуда он продолжал посылать своему другу щедрые подарки.

Время шло, и вскоре и властители обратили свой благосклонный взор на Малика (да будет доволен им Аллах!), они стали одаривать его деньгами; его материальное положение начало улучшаться. Теперь Малик не должен был думать о хлебе насущном и поиске пропитания, он вновь полностью посвятил себя наукам.

Имам
Когда Малику (да будет доволен им Аллах!) исполнилось сорок лет, он, наконец, понял, что может сам организовать собственный кружок в мечети Пророка. В то время между ним и шейхом Раби'ей часто вспыхивали споры. Раби'а, как и прежде, настаивал на том, что в решении богословских и правовых вопросов нужно в первую очередь руководствоваться рассудком и логикой; Малик же полагал, что всегда необходимо следовать тому, что сохранило Предание. Именно в этом заключалась причина разногласий учителя и ученика. В конце концов все завершилось тем, что кружок Раби'и раскололся, часть его учеников осталась с учителем, остальные же встали на сторону Малика.

Перед тем как решиться на столь ответственный шаг, как основание собственного кружка, Малик (да будет доволен им Аллах!) захотел получить иджазы (Дозволение передавать другим полученные знания со ссылкой на учителя.) у всех шейхов мечети. Он с легкостью исполнил задуманное, поражая всех глубиной познаний и остротой ума. Никто из шейхов, а их было около семидесяти, не отказал Малику.

Дом Малика в Медине
В Медине Малик жил в доме одного из сподвижников Пророка (ﷺ), 'Абд Аллаха ибн Мас'уда. И этот выбор наверняка не был случаен, потому что каждый миг своей жизни Малик стремился приблизиться к Пророку, почувствовать то, что чувствовали его современники, пережить то, что пережили они. Малик богато украсил свой дом, внутри которого постоянно курились драгоценные благовония.Жизнь ученого мужа сильно изменилась. Теперь судьба осыпала его подарками. Из казны ему выплачивалось большое жалование, многие люди стремились одарить его. Но богатство и высокое положение никак не повлияли на характер ученого и не изменили его взглядов. Несмотря на все искушения, он оставался верен себе. Большую часть своих денег он раздавал бедным и нуждающимся, помогал не столь удачливым, как он сам, ученым.

Сам испытав все тяготы бедности, Малик особенно заботился о тех, кто решил посвятить свою жизнь науке, не желая, чтобы они занимались недостойными ученых делами. Малик (да будет доволен им Аллах!) заставлял своих учеников внимательно относиться к пище, ибо считал, что для занятий наукой человек должен иметь не только ясный ум, но и здоровое тело. Он призывал своих учеников следить и за своим обликом.

Кружок Малика
Каждый раз, когда жители Медины приходили утром в мечеть Пророка (ﷺ), они встречали там стройного и высокого мужчину с прямым носом, длиной бородой и светлой кожей. Весь облик этого человек внушал уважение и трепет. Обычно он сидел, прислонившись спиной к одной из колонн, тихим и ровным голосом обращался он к собравшимся вокруг него ученикам; затаив дыхание, те ловили каждое слово учителя. Этим человеком был Малик (да будет доволен им Аллах!). Изъяснялся Малик пространно, говорить мог очень долго, но речи его всегда были ясны и осмысленны. Говорил он обычно очень тихо, и слушавшие его боялись даже пошевелиться, чтобы не пропустить не единого слова, не потерять тонкую нить рассуждений.

Один день Малик мог говорить только о хадисах, другой - только отвечать на вопросы. Было особое свойство, отличавшее ученого: он очень не любил различного рода предположений. И если кто-нибудь спрашивал его о том, что могло бы произойти, а не о том, что действительно произошло, Малик отвечал кратко: - Спрашивай лучше о том, что есть, и оставь то, чего нет!

Малик ибн Анас (да будет доволен им Аллах!) любил повторять: «Половина знания - способность сказать, что не знаешь. Тот, кто сказал это, принял решение. Чрезмерная дотошность и пустые утверждения не красят ученого, но могут даже принести вред». Рассказывают, что однажды к Малику пришел человек, приехавший в Медину из Магриба. Он был специально послан к ученому факихом, который желал узнать мнение Малика по одному из вопросов.

Выслушав посланца, Малик сказал: - Скажи тому, кто послал тебя, что я не знаю. Магрибинец же ответил, что целых шесть месяцев он провел в пути и не может довольствоваться таким ответом. Тогда Малик продолжил: - Здесь у нас мы никогда не сталкивались с таким вопросом, и я не слышал, чтобы кто-нибудь из наших шейхов говорил о чем-нибудь подобном. Но приходи ко мне завтра. Целую ночь Малик размышлял, искал ответ в книгах. Но на следующее утро он вновь сказал: - Я не знаю! Человек же произнес: - Нет на земле никого, кто был бы более сведущ, чем ты; помни, что я шесть месяцев провел в пути, чтобы встретиться с тобой!

Каждый, даже самый незначительный вопрос Малик исследовал со всей возможной тщательностью, проявляя редкое терпение и настойчивость. Его жизнь и его поступки до сих пор остаются прекрасным примером для подражания не только для ученых, но и всех тех, кто просто не хочет останавливаться на пути приобретения новых знаний.

Неприязнь к спорам
Больше всего на свете Малик (да будет доволен им Аллах!) не любил споров, особенно о том, что касалось веры и ее основ. В те годы даже самые образованные люди часто попадали под власть различных заблуждений и сбивались с прямого пути; многие из этих людей жили в Ираке. Мединцы же в большинстве своем бережно хранили чистоту веры, этот город стал убежищем для всех тех, кто бежал от пустых споров и перебранок.

Нередко заблуждались даже ученые, но не Малик! Резко и беспощадно обличал он тех, кто сходил с пути истины. В этом Малик не страшился даже самого халифа, великого и могущественного Харуна ар-Рашида. Рассказывают, что однажды Харун ар-Рашид после хаджжа посетил в Медине Малика и предложил ему повстречаться с Абу Йусуфом, другом Абу Ханифы; халиф хотел увидеть спор двух ученых мужей. Но Малик решительно отказался от этого двусмысленного предложения. - Наука - это не драка между петухами и баранами, - так сказал Харуну ар-Рапщду Малик.

Благородство и знание
Вспоминая об этом кратком эпизоде, хочется рассказать еще одну любопытную историю. Во время своего визита в Медину Харун ар-Рашид, наслышанный о Малике, захотел встретиться с этим великим человеком. Он приказал привести его к нему. Но, выслушав посланника халифа, Малик отказался куда-либо идти.

- Передай халифу, что человек должен сам стремиться к знанию; знание же не может стремиться к человеку. Узнав об ответе Малика, пристыженный халиф сам поспешил в мечеть, где нашел Малика сидящим в окружении множества людей. Харун ар-Рашид потребовал, чтобы все они ушли, но Малик сказал: - Негоже скрывать знание от людей и давать его лишь избранным.

Тогда халиф прислонился к одной из колонн и приготовился слушать ученого стоя. Это еще больше вывело из себя шейха, ибо в таком поведении он усмотрел неуважение к памяти Пророка (ﷺ), к его священному городу, к тем, кто дарует людям знание. И великий халиф, как самый простой ученик, сел на пол и вместе со всеми стал жадно ловить слова учителя.

Никто из ученых, возглавлявших кружки в мечети Пророка в Медине, не мог сравниться с Маликом (да будет доволен им Аллах!) в глубине познаний, и все они признавали его превосходство, и те, кто были значительно старше, и его ровесники. Мнение Малика всегда было определяющим, его решение всегда было окончательным, никто не смел оспаривать его выводы. В конце концов люди даже стали говорить: «Никто не может издавать фатвы, пока Малик в Медине!»

Эта пословица быстро распространилась по всему городу, а затем и по всему Хиджазу, вскоре так стали говорить везде, где исповедовали ислам, тем самым выражая свое уважение к знаменитому ученому. Из самых далеких уголков мусульманского мира приезжали люди в Медину, желая встретиться с Маликом; кто-то хотел поспорить с ним, кто-то - учился у него, кто-то - искал совета. Примерно в то же время в Ираке жил и работал Абу Ханифа, но даже его слава не могла полностью затмить славу Малика.

Малик и политика
По своему характеру Малик (да будет доволен им Аллах!) был человеком кротким и мягким; как я уже говорил, он не любил споров и жарких дискуссий. Он хорошо понимал, какой вред приносят государству междоусобицы и братоубийственные войны, как сильно подрывают они единство народа, единство всех мусульман. При этом Малик никогда активно не поддерживал ту или иную политическую силу. Он застал эпоху правления Умаййадов, и был абсолютно лоялен к властям. Он знал и о преследованиях потомков Пророка (ﷺ), но никогда не выступал в их защиту или против них. Он видел, как рушилось Умаййадское государство и как на престол взошли 'Аббасиды. Но даже такие грандиозные перемены не особенно интересовали ученого. Так что же, неужели Малик жил в стороне от всего или попросту боялся четко определить свою позицию? Ни то и ни другое.

Ответить на это вопрос сможет лишь тот, кто ближе познакомится с жизнеописанием ученого - для Малика наука была превыше всего, именно ей он посвятил всю свою жизнь и все свое время. Он считал, что все эти волнующие людей события, кровопролитная борьба за власть на самом деле есть суета, споры из-за пустяков, преходящих благ земного мира. Этот мир для Малика никогда не был целью, но только средством. И Малик, человек пользовавшийся огромным влиянием, не хотел, чтобы его имя служило орудием в чьей-то борьбе.

Между добром и злом
Некоторые люди считали, что Малик попросту боялся открыто выражать свои взгляды. Но это неправда. Он никогда не был трусом. Только его знания, но не чувства давали жизнь его словам. Примеров этому множество, но мы приведем лишь один. Однажды в мечети Малик (да будет доволен им Аллах!) толковал своим ученикам хадис Пророка (ﷺ): «Принужденный свободен от клятвы». Объясняя хадис слушавшим, он говорил, что если кто-то развелся со своей женой по принуждению, то такой развод не считается законным.

Малик приводил множество и других подобных случаев. Так совпало, что в тот день, когда Малик толковал этот хадис, в Медине вспыхнуло восстание против ал-Мансура, халифа из династии 'Аббасидов. Это восстание возглавил Мухаммад, прозванный ан-Нафс аз-Закийа, Чистая душа. Мухаммад утверждал, что халиф силой заставил жителей города принести ему присягу на верность, а потому считал эту присягу недействительной и поднимал людей на борьбу. Произнося свои речи, он часто ссылался и на хадис, приведенный Маликом.

Многие жители Медины присоединились к Мухаммаду, следуя именно этому хадису, сунне Пророка (ﷺ). Правитель Медины потребовал от имама Малика, чтобы он отказался от своих слов и скрыл хадис от людей. Но Малик (да будет доволен им Аллах!) решительно отказался, и этот отказ был ответом и всем тем, кто напрасно клеветал на ученого, обвиняя его в малодушии или низкопоклонничестве перед власть имущими. Малик не захотел скрыть от людей знание, потому что тех, кто скрывает свое знание, ждет жестокое наказание в аду. Знание для Малика было всем. Он продолжал учить людей, помогая им найти истинный путь согласно священному Преданию.

Испытание
Власти не могли простить Малику такого поведения. Ему пришлось понести наказание за свою откровенность и непреклонность. Солдаты наместника на глазах всех людей выволокли Малика из дома, разорвали его одежду и избили. Чуть живой вернулся он к себе. Наместник запретил Малику покидать свое жилище; он не мог даже выходить в мечеть, не мог ни с кем встречаться и говорить. Это было настоящее заточение. Но жители Медины вознегодовали еще более, их гнев только увеличился; угроза становилась все серьезнее.

Волнения охватили многие города и области; ученые мужи и факихи открыто начинали выражать свое недовольство. Тогда ал-Мансур понял, что настало время успокоить людей, отвратить угрозу и отвести все обвинения от себя. Приказав наместнику отпустить Малика, он послал ученому письмо, в котором приглашал посетить Багдад. Однако ученый отказался покинуть свой любимый город, только здесь он хотел жить и умереть.

Ал-Мансур сам решил приехать в Хиджаз. В Медине он лично встретился с Маликом и попросил прощения за все, сказав: - Я не приказывал сделать то, что было сделано, и я даже не знал об этом. Как повезло жителям Мекки и Медины, что среди них есть такой, как ты. Бог возвысил тебя над ними, теми, кто так легко поддается обманам.

Ал-Мансур приказал привести наместника и сделать с ним то же самое, что он сделал с Маликом, и еще более того. Таким образом халиф пытался завоевать благосклонность Малика. Ученый же, узнав о приказе ал-Мансура, сказал:
- Да пребудет с тобой Господь, повелитель верующих; окажи почет дому Господа; я простил наместника, потому что он был наместником там, где жил Пророк (ﷺ).
Так Малик вновь проявил свои высокие душевные качества, остался верен своим идеалам.
- Да простит Бог тебя и потомство твое, - лишь это смог ответить изумленный халиф и приказал щедро одарить ученого.
Уходя, он обратился к Малику с такими словами: - Если кто-либо из моих наместников в Медине или Мекке или Хиджазе вызовет у тебя сомнение, проявит себя как неспособный правитель, то напиши мне, и я сделаю с ним то, чего он заслуживает.

Малик, ал-Мансур и ал-Муватта'
Наверняка ты, сынок, слышал о книге ал-Муватта'. Что же это за книга, какова ее ценность и по чьей милости мы можем читать ее? Этот драгоценный источник знаний был оставлен нам имамом Маликом (да будет доволен им Аллах!), вложившим в книгу - плод своей жизни - все свои знания. Среди всех трудов четырех великих имамов нет ничего подобного ей. Эта книга была дарована нам Богом; знания Малика послужили орудием передачи, а желание халифа ал-Мансура внешней причиной. Но обо всем по порядку.

Когда сезон хаджжа закончился и ал-Мансур стал готовиться к обратной дороге, он решил в последний раз встретиться с имамом Маликом, чтобы предложить ему записать хадисы Пророка (ﷺ) и его сподвижников, дабы стали они источником законов в государстве в помощь судьям и факихам. Ал-Мансур сказал Малику: - Напиши книгу для людей.
Просьба халифа смутила Малика, и он попытался отказаться.
Ал-Мансур продолжал настаивать.
- Нет никого более сведущего, чем ты! - говорил он Малику.
- Но ведь в разных городах люди говорят разное, в Медине - одно, в Ираке - совсем другое, - сомневался ученый.
- Не обращай внимания на то, что говорят жители Ирака, истинное знание есть только в Медине, - уговаривал Малика халиф.
- Однако иракцы едва ли согласятся с тобой.
- Не захотят миром, мы пустим в ход мечи и палки и сделаем их более сговорчивыми!

В конце концов Малик (да будет доволен им Аллах!) согласился и приступил к работе, занявшей несколько лет. Одновременно с ним еще несколько ученых попытались написать подобную книгу, также желая заслужить благосклонность халифа. Друзья Малика часто упрекали его в том, что он пишет слишком медленно - ведь другие уже опередили его.

Они говорили: - Ты решил написать эту книгу, другие последовали твоему примеру, и вот они уже завершили свой труд! Тогда Малик просил принести ему эти книги. Просмотрев же их, сказал, что они не полны, и продолжил свою работу. Закончена книга была уже после смерти халифа ал-Мансура, когда халифом был Харун ар-Рашид, который высоко оценил труд ученого и хотел даже оставить рукопись в Ка'бе в знак признания высочайших достоинств этого сборника. Но Малик резко воспротивился этому.

Кончина Малика
Малик ибн Апас (да будет доволен им Аллах!) скончался в начале 189 г. х.; великий имам покинул бренный мир и переселился в обитель праведников. Смерть ученого повергла в уныние многих, но более всех переживал кончину своего учителя Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи'и, лучший ученик, наследник и преемник Малика. Малик умер в Медине, городе, который он любил больше всего на свете. Здесь он и был похоронен.

Даже самые близкие люди часто ставили в упрек Малику его отношения с правителями и халифами. Эти отношения действительно были не совсем обычными. Ученый никогда не лицемерил и не заискивал перед власть имущими, но пытался наставлять их. При этом Малик старался делать это незаметно, не вызывая возмущения или раздражения.

Как-то он сказал одному из своих учеников: - Каждый мусульманин, в которого Бог вложил хотя бы крупицу знания, имеет право дать совет правителю и указать на его ошибки. Часто ученый жаловался: - Если бы я не советовал им, то даже здесь, в городе Пророка (ﷺ), люди забыли бы о Сунне.

Малик (да будет доволен им Аллах!) часто поучал властителей; он считал, что хороший совет приносит во сто крат больше пользы, чем любое восстание, - кровавая резня, в которой гибнут не только тираны и угнетатели, но и невинные люди. Вот несколько поучений, изреченных в разное время уважаемым ученым мужем. Однажды Малик узнал, что некто отправился в хадж не как подобает простому паломнику, но тратя деньги на каждом шагу.

Встретив этого человека, ученый сказал ему: «Даже 'Умар ибн ал-Хаттаб, отправляясь в хадж, сам раздувал огонь под горшком, в котором варилась еда, и опалил себе бороду, так не смущай же людей своей роскошью!»

Одному правителю Малик дал такой совет: «Заботься о своих подданных, потому что, как говорил 'Умар ибн ал-Хаттаб, в день Страшного суда правителя спросят даже о верблюде, который случайно утонул в водах Евфрата». Одному из халифов Малик писал: «Помни о том дне, когда лишь поступки твои смогут спасти тебя. Пусть же те, кто были до тебя, будут тебе примером. Бойся лишь Бога!». Один правитель как-то раз пришел к Малику домой, желая спросить его совета. Некоторые из гостей Малика принялись без меры восхвалять пришедшего. Малик разгневался на них и даже повысил голос, что случалось очень редко. «Смотри, чтоб не ослепила тебя эта лесть. Тот, кто приписывает тебе достоинства, которых нет в тебе, подобен тому, кто злословит на тебя. Ты сам знаешь все о себе. Ибо сказал Пророк (ﷺ): «Осыпайте пылью восхваляющих вас».

Малик часто вспоминал и другие слова Пророка (ﷺ): «Опасайтесь неволи свободных». Один из учеников попросил Малика растолковать этот хадис. Малик объяснил: «Неволя свободных - это множество друзей и приятелей; если ты судья, то они помешают тебе выносить справедливые решения, если ты ученый - то будут отнимать у тебя слишком много времени».

Когда здоровье Малика стало слабеть, он стал приглашать учеников к себе домой. Сам же он все реже выходил из дома, и в конце концов даже перестал посещать мечеть. Кто-то даже осмелился упрекнуть его за это, на что Малик лишь сказал: - Люди не всегда могут говорить о том, что было бы их оправданием. Он был тяжело болен, но не хотел никому жаловаться. Да упокоит Господь душу этого великого человека.

Социальный проект «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» реализуется ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» под эгидой Центра поддержки гражданских инициатив.