г. Астана,
ЖК Радуга пр. Кабанбай батыра,
д.5/1, НП-2

info@aqniet.com

Теолог ОФ «Акниет» рассказал про акиду имама аль-Матуриди

В рамках социального проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» теолог-консультант представительства ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» в Костанайской области Омаров Турган Гельманович выступил с on-line лекцией для осужденных верующих, отбывающих уголовное наказание в РГУ «Учреждение УК-161/2». Лекция разделена на несколько занятий.

 

В ходе лекции Турган Омаров обсудил с верующими основы акиды имама аль-Матуриди, истории возникновения и распространения Ислама в мире и на территории современного Казахстана. Теолог ОФ «Акниет» рассказал о всех авраамических религиях и связи между ними, подробно, по просьбе верующих, осветил, что такое Рай (Жаннат) в понимании традиционного вероубеждения.

 

Антропоморфисты (муджассима) убеждены, что слова Аллаха, [буквальный перевод которых гласит]:

 

أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاءِ

 

«Неужели вы уверены, что Тот, Кто в небе?» (Коран, 67:16), указывают на пространственно-возвышенное положение Аллаха на небе.

 

Это опровергается как здравым смыслом, так и священными текстами, а также их избеганием рациональных следствий, но я постараюсь вынудить их [признать ошибочность своих убеждений] священными текстами и толкованием этих текстов посредством других текстов.

 

Если допустить, что под местоимением «Тот» (من) в аяте «Неужели вы уверены, что Тот, Кто в небе?» подразумевается Аллах, то не может того быть, чтобы словосочетание «в небе» (في السماء) понималось в смысле охватывания, которое проистекает из предлога места «в» (في). Ведь тогда небо должно быть больше, чем Господь, а Он - быть меньше, чем небо, что является ложным. Поэтому необходимо понимать эти слова не в прямом смысле.

 

Я же скажу, что приведу вам два аята для понимания того, что имеется в виду под словами «в небе» (في السماء) в аяте «Неужели вы уверены, что Тот, Кто в небе?».

 

Эти два аята подкреплются третьим, ведь лучшим толкованием имеющегося аята является толкование при помощи другого аята.

 

Первый аят:

 

وَهُوَ اللَّهُ فِي السَّمَاوَاتِ وَفِي الْأَرْضِ

 

«Он - Аллах на небесах и на земле» (Коран, 6:3). Этот аят отрицает наличие у Аллаха места. Потому что если под небесами здесь имеется в виду место, то согласно аяту выходит, что Аллах занимает два места: на небесах и на земле одновременно. Таким образом, смысл аята будет таков: «Аллах находится в месте на небесах и в месте на земле», и тогда одно существующее будет в двух разных местах сразу, а это невозможно с точки зрения здравого смысла. В таком случае этот аят отрицает наличие места.

 

Второй аят:

 

وَهُوَ الَّذِي فِي السَّمَاءِ إِلَٰهٌ وَفِي الْأَرْضِ إِلَٰهٌ

 

«Он Тот, Кто является Богом на небесах и на земле» (Коран, 43:84). Этот аят ясен в своем утверждении, что Аллах на небесах - Бог, то есть обладает качествами божественности, так же, как обладает качествами божественности на земле, то есть Своей мощью и управлением.

 

Значит, первый аят отрицает, что словосочетание «в небе» говорят о месте, а второй аят утверждает, что Господь обладает мощью и властью, а не местом для Своей сущности.

 

Это толкование слов «в небе» подтверждается другими аятами, как то:

 

وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ

 

«Он - Владычествующий над Своими рабами» (Коран, 6:18).

 

Здесь понятие возвышения (الفوقية) означает владычество. Поэтому имеется в виду возвышение на небе Своей властью и правлением.

 

Таким образом, благодаря толкованию аята другими аятами становится ясно, точно яркое солнце средь бела дня, что под словосочетанием «в небе» (في السماء), которое упоминается в аяте «Неужели вы уверены, что Тот, Кто в небе», понимается возвышение властью и управлением, а не местом и стороной.

 

В качестве дополнения приведем толкование аята «Он - Владычествующий над Своими рабами» (Коран, 6:18) авторитетными муфассирами.

 

Передал имам Абу Бакр аль-Байхаки в книге «Аль-Асмау ва Сифат» (2/323), что известный «амир аль-муъминин» в грамматике - имам Абу Закария аль-Фарра (144 – 207 гг. х.) сказал:

 

َخْبَرَنَا أَبُو سَعِيدِ بْنُ أَبِي عَمْرٍو، ثنا أَبُو الْعَبَّاسِ الْأَصَمُّ، ثنا مُحَمَّدُ بْنُ الْجَهْمِ، ثنا الْفَرَّاءُ، فِي قَوْلِهِ عَزَّ وَجَلَّ {وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ} قَالَ: كُلُّ شَيْءٍ قَهَرَ شَيْئًا فَهُوَ مَسْتَعْلٍ عَلَيْهِ

 

«Нам рассказал Абу Саид ибн Аби Амр, нам Абуль-Аббас аль-Асам, нам Мухаммад ибн аль-Джахм, что Аль-Фарра сказал относительно слов Аллаха:

 

«Он - Владычествующий над Своими рабами»: «Всякий, покоривший что-либо, возвысился над ним».

 

Имам Ибн Джарир ат-Табари (224-310 гг.) сказал в своем тафсире «Джами аль-байан фи таъвиль аль-Куръан» (11/288):

 

يعني تعالى ذكره بقوله: «وهو» نفسه يقول: والله القاهر فوق عباده. ويعني بقوله: { القاهِرُ }: المذلل المستعبد خلقه العالي عليهم. وإنما قال: «فوق عباده»، لأنه وصف نفسه تعالى بقهره إياهم، ومن صفة كلّ قاهر شيئاً أن يكون مستعلياً عليه. فمعنى الكلام إذن: والله الغالب عباده، المذلّلهم، العالي عليهم بتذليله لهم وخلقه إياهم، فهو فوقهم بقهره إياهم، وهم دونه.

 

«Аллах имеет ввиду Себя под словом «Он», говоря: «Аллах Владычествующий над Своими рабами». А под словами «Владычествующий» Покоряющий, Порабощающий свои творения, Возвышающийся над ними.

 

Он сказал: «над рабами» потому что описал Себя владычеством над ними. А из качеств каждого владычествующего - чтобы он занимал высокое положение над ним (тем, кем он управляет).

 

И тогда смысл речи будет: Аллах - Управляющий Своими рабами, Покоряющий их, Возвышающийся над ними покорив и создав их. Он над ними Своим владычеством над ними, а они под ним».

 

Также имам ат-Табари сказал в комментарии к 61 аяту суры аль-Ан’ам:

 

يقول تعالى ذكره: { وَهُوَ القاهِرُ }: والله الغالب خلقه العالي عليهم بقدرته، لا المقهور من أوثانهم وأصنامهم المذلل المغلوب عليه لذلته.

 

«Всевышний сказал: «Он – Владычествующий», то есть Аллах Преобладающий над Своими творениями, Возвышенный над ними Своим могуществом, а не подчиненный их идолам и истуканам, не униженный и не порабощенный».

 

Имам Макки ибн Аби Талиб аль-Кайравани аль-Малики (355-437 гг.) сказал в своем тафсире «Аль-Хидая иля Булюги Нихаят» (3/1977):

 

قوله: {وَهُوَ القاهر فَوْقَ عِبَادِهِ} الآية. المعنى: والله المُذلّل لعباده، العالي عليهم علّو قدرة وقهر، لا (علو) انتقال من سفل، بل استعلى على خلقه بقدرته فقهرهم بالموت وبما شاء من أمره، لا إله إلا هو. ولمّا وصف نفسه تعالى بأنه المذل القاهر، ومن صفة القاهر أن يكون مستعلياً،

 

«Слова Аллаха «Он - Владычествующий над Своими рабами» их смысл: Аллах - Покоряющий Своих рабов, Возвышенный над ними возвышением власти и могущества, не возвышением путем перемещения с низа. Напротив, Он занимает высокое положение над творениями Своей силой и подчинением их, как умерщвлением и тем, что Он пожелает. Нет божества кроме Него. Когда Он описал Себя тем, что Он Одолевающий, Владычествующий, а из атрибутов Владычествующего то, чтобы Он был Возвышенным».

 

Имам аль-Куртуби (600 – 671 гг. х.) сказал в своем тафсире «аль-Джами ли ахкам аль-Куран»:

 

وَمَعْنَى ( فَوْق عِبَاده ) فَوْقِيَّة الِاسْتِعْلَاء بِالْقَهْرِ وَالْغَلَبَة عَلَيْهِمْ ; أَيْ هُمْ تَحْت تَسْخِيره لَا فَوْقِيَّة مَكَان ; كَمَا تَقُول : السُّلْطَان فَوْق رَعِيَّته أَيْ بِالْمَنْزِلَةِ وَالرِّفْعَة

 

«И слова «над Своими рабами» означают возвышенность властью и превосходством над ними (рабами). Т.е. они под Его подчинением. И это не возвышенность местоположением. Как говорят: «Султан над своими подчиненными», т.е. степенью, высоким положением».

 

Имам Муджийруддин аль-Уляйми аль-Ханбали (860-928 гг.) сказал в своем тафсире «Фатху Рахман фи тафсир аль-Куръан»:

 

{وهو القاهر فوق عباده } القادر الغالب ، والمراد بفوق علوّ القدرةِ والشأن كقوله {وَإِنَّا فَوْقَهُمْ قَاهِرُونَ}

 

«Он - Владычествующий над Своими рабами» - Могущественный, Преобладающий. Под верховенством (имеется ввиду под предлогом «над») подразумевается Его возвышенность мощью и делом. Как в словах Фараона «И мы над ними властью обладаем» (Коран, 7:127)».

 

Имам Абу Мансур аль-Матуриди, его акыда (вероубеждение) и фикх основывались на акыде и фикхе имама Абу Ханифы, ведь он был истинным последователем Великого Имама.

 

Имам Абу Ханифа стал основоположником мазхаба в фикхе, и этот мазхаб получил название по его имени; в дальнейшем же имам Абу Мансур аль-Матуриди также стал основоположником мазхаба в акыде, который стал носить его имя «Матуридия».

 

Известно то, что большинство из тех, кто последовал мазхабу «Ханафия» в фикхе, в это же время следовал мазхабу «Матуридия» в акыде и в его усуле. Очевидно, что тех, которые последовали мазхабу «Ханафи-Матуриди», в наше время больше половины исламского мира.

 

Все суждения Имама аль-Матуриди основывались на Благородном Коране и пречистой Сунне. Имам не был лишь кабинетным ученым. Многие тысячи его современников стали на Истинный Путь благодаря его публичным выступлениям. Он никогда не упускал случая выступить при большом стечении народа. Обладая незаурядным талантом оратора, великолепной памятью и огромным багажом достоверных фактов, он всегда оказывался победителем в горячих публичных диспутах. Имам жил и работал в следующем столетии после правления Халифа Мамуна (197/81 по Хиджре), пытавшегося внедрить в халифате ложное учение му'тазилитов.

 

В это же время стали распространяться идеи древнегреческих философов, ввиду перевода их трудов на арабский язык. Многие ученые того времени, подпав под влияние трудов античных философов, стали распространять их ложные идеи. Трактаты по основам вероучения Имамов аль-Матуриди, аль-Аш'ари и их учеников помогли мусульманам в то неспокойное время определиться с выбором Верного Пути, завещанного Посланником Аллаха, Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям).

 

Как было сказано, выводы Имама А’зама Абу Ханифы по Основам Вероучения были выделены из его трудов Имамом аль-Матуриди. Он систематизировал эти знания и в своих комментариях дополнил их фактологическим материалом. Имамы последующих поколений мазхаба Ханафи в своих трудах по вероучению придерживались иджтихада Имама аль-Матуриди, и по непрерывной цепи эти знания дошли до нашего времени.

 

Таким образом, труды ученых Суннитов по Богословию (Ильмуль-Калям) строго опираются на Коран и Сунну.

 

В исламском мире, особенно перед Ахлю Сунна валь Джама’а заслуги имамов Абу Мансура аль-Матуриди и Абуль-Хасана аль-Ашари просто огромны, так как они разделили истинное вероубеждение от ложного. В дальнейшем ханафиты, жившие в Средней Азии, Булгаре (территория соверменного Татарстана, России), в Пакистане, Хиндустане, Афганистане, большинство Османской империи стали себя ассоциировать с имамом Абу Мансуром аль-Матуриди; шафииты, маликиты, ханбалиты ассоциировали себя с имамом Абуль-Хасаном аль-Ашари. Вместе акыда «Матуридия-Ашария» - это единственно истинная акыда Ахлю Сунна валь Джама’а.

 

Акида Матурудия в Казахстане.

 

В фикхе, казахский народ всегда следовал мазхабу Абу Ханифы - богословской правовой школе, основанной одним из выдающихся ученых Ислама первых времен. В акыде, казахский народ следовал за имамом Матуриди, поскольку за его школой последовало большинство ханафитов. Связано это было с тем, что имам Матуриди систематизировал убеждения имама Абу Ханифы и отстоял эти убеждения в диспутах.

 

В целом, суннитское богословие в области акыды представляли и представляют две школы: школа имама Матуриди - матуридитская, и школа имама Ашари - ашаритская. Эти две школы имеют одни и те же убеждения по всем основным вопросам, однако по некоторым вопросам между ними есть отличия. При этом, ни одна из этих школ не считает другую заблудшей. Все разногласия между ними являются приемлемыми с точки зрения Шариата.

 

Так вот, одним из незначительных отличий между двумя суннитскими школами является то, что в ашаритской акыде перечисляются семь cубути-сыфатов (смысловых сыфатов - качеств, атрибутов) Аллаха, которые обязан знать каждый мусульманин. В матуридитской же акыде, таких сыфатов восемь, и восьмым является сыфат Ат-Такуин (Созидание), который используют только матуридиты и никто другой. На самом деле, сыфатов больше, но сейчас речь идет именно о субути сыфатах, количество которых разнится между двумя школами.

 

Эти различия между суннитскими школами являются допустимыми. Согласно обеим суннитским школам, Аллаху не приписывается место в пространстве, ведь Аллах – это Тот, Кто создал пространство, и после того, как Сам Он его создал - Он не изменился, поскольку изменения присущи только творениям, а не Творцу. Таким образом, Аллах остался таким же, каким и был до сотворения пространства. В отношении Аллаха, существование без места на арабском языке можно выразить словами «ля макан» - «без места».

 

Имам Абу-Мансур Аль-Матуриди в своей книге 'Ат-Таухид" сказал: «Поистине Аллаһ Всевышний был [вечно], а места не было, и допустимо исчезновение места, а вечность Его такая, как и была, и Он такой, каким и был, и Он был таким, какой сейчас, абсурд по отношению к Нему изменение, исчезновение, превращение».

 

Таким образом, Аллах существует без места, также, как Он существовал до создания места, и вне времени, поскольку место и время - это тварные категории. А все те коранические аяты и хадисы, буквальный смысл которых может указывать на место в пространстве или другое сходство с творениями, либо не толкуются суннитами вообще, если в этом нет особой необходимости, оставляя истинное знание об их смыслах Аллаху, либо понимаются иносказательно, но только в рамках правил, установленных Шариатом, а также правил арабского языка, и только в крайних ситуациях, чтобы обезопасить некоторые умы от опасного буквализма.

 

Те же, кто считают, что существование Аллаха без места невозможно, фактически утверждают, что место было предвечным наряду с Аллахом, тогда как мы считаем, что был Аллах и не было ничего, в том числе и пространства, и Он не нуждался в нем до его сотворения, и не нуждается после. Таково разъяснение вкратце.

 

Переходим к 38-му назиданию Абая (Слова Назидания), в котором он перечисляя субути-сыфаты Аллаха, разделяет их на восемь, как это принято у матуридитов. Абай пишет: «Ты сказал, что веришь в Бога, в Его Атрибуты и Имена. Тогда ты должен знать Его Имена, понять величие сущности каждого из восьми атрибутов, назвавшись мусульманином, почитать себя рабом Всевышнего и стараться подчинить свои помыслы его воле…Вот пречистые атрибуты Аллаха: Жизнь, Знание, Могущество, Видение, Слух, Воля, Речь, Созидание», то есть Аль-Хаят, Аль-Ъильм, Аль-Кудра, Аль-Басар, Ас-Самъ, Аль-Ирада, Аль-Калям, Ат-Такуин.

 

Обратите внимание на последний сыфат ат-Такуин, который присущ только матуридитской акыде.

 

Далее, в одном из своих произведений Абай пишет:

 

«Мекен берген, халық қылған Ол - Лә мәкан,

Түп иесін көксемей бола ма екен?

Және оған қайтпақсың Оны ойламай,

Басқа мақсат ақылға тола ма екен?!»

 

«Он - Творец пространства и всего сущего, Тот, кто существует без места (Ля макан),

Как можно не стремиться к своему Творцу?

Как собираешься вернуться к Нему, но не думать о Нем,

Может ли разум представить другую цель (кроме этой)?».

 

То есть, Аллах, который сотворил все сущее и разместил их в пространстве и во времени, будучи Творцом пространства, не нуждается в нем, и Ему не присуще место. Об этом говорит Абай и все ученые Ахлю Сунна уаль Джамаа.

 

Итак, после того, как мы убедились в том, что Абай придерживался матуридитской акыды, перейдем к следующей выдающейся личности казахского народа - Шакариму Кудайбердыулы. В своей известной книге «Мұсылман шарты», Шакарим, разъясняя сыфаты Аллаха, пишет: «Помимо этих у Аллаха есть еще восемь субути сыфатов. Живой, Знающий, Могущественный, Волеизъявляющий, Творящий, Говорящий, Слышащий, Видящий. Но эти сыфаты несравнимы с человеческими способностями…». Как видно из этого, Шакарим тоже перечисляет восемь субути сыфатов, присущих матуридитской акыде.

 

Из тех, кто жил позже, можем привести в пример Машхура Жусупа Кобейулы - известного казахского поэта, исследователя, просветителя. Как и многие другие выдающиеся представители казахского народа, Машхур Жусуп имел религиозное образование, и поэтому в вопросах религии он хорошо знал, о чем говорил.

 

Разъясняя сыфаты Аллаха, Машхур Жусуп писал:

 

Ол - Алла жисм, жауһар, ғариз емес,

Боларға басқа басқа бөлектенбес.

Алланы еш нәрсеге ұқсатуға,

Еш нәрсе Оған ұқсап жөні келмес.

Бар Құдай көкте де емес, жерде де емес

Мекенін бір Алланың ешкім білмес

 

Он - Аллах, не тело, не субстанция и не акциденция

Он Един и не имеет частей

Аллаху ничто не подобно

И Он ничему не подобен

Творец не на небесах и не на земле

И знаний об этом Он не дал никому

 

Эти слова Машхура Жусупа явно отвергают салафитскую акыду, и свидетельствуют, что он придерживался чистой акыды Ахлю Сунна уаль Джамаа. Далее он пишет:

 

Сипаты сегіз болған бірі Кәләм

Сөйлейді, құдіретімен Алла Тағалам,

Сөйлеуі біздей тілмен, жақпен емес

Тіл-жаққа мұқтаж емес секілді адам.

Алды, арты, асты, үсті, оң-солы жоқ

Ауыз, мұрын, аяқ, бас, көз, қолы жоқ

Еш нәрсе ұқсамайды, Ол – еш нәрсеге

Кітаптың айтқанына ойлама көп …

 

У Него восемь сыфатов и один из них - Аль-Калям

И говорит Он Могуществом своим

И речь его не подобна речи человека

Не посредством языка и рта – Он не нуждается в них

И нет у Него ни передней, ни задней стороны, ни верха и низа, ни левой ни правой сторон

Нет у Него рта, носа, ног, головы, глаз и рук

Не похож Он ни на что и ничто не подобно Ему

И не размышляй много о том, что написано в Книге (о Его Сущности).

 

Из этого фрагмента мы видим, что Машхур Жусуп, также как и остальные матуридиты, указывает на восемь сыфатов Аллаха. Далее, он говорит, что Аллаху не присущи стороны. После, Машхур Жусуп пишет, что у Аллаха нет рук, ног и прочих органов. Фактически, Машхур Жусуп повторяет известную акыду великого ханафитского ученого - имама ат-Тахави.

 

Слова с таким же смыслом повторяет и другой известный казахский просветитель и общественный деятель - Ыбырай Алтансырин. В своей книге «Шариатуль Ислам» он пишет:

 

«Біреу сұраса: Құдай тағаланың сипаты нендей?» - деп.

 

Жауап беру керек: «Құлшылық етуімізге лайық Алла тәбәрак уа тағала жалғыз-ды, ешкімнің ол Алла тағалаға ұқсастығы, теңдесітігі жоқ. Ол Алла тағала дене иесі емес, сурет иесі емес, асыл жауһардай заттар сипатында емес, мекен я, бір орын иесі емес, бос орынды толтырушыдан емес, тамақ жеушілерден, ішушілерден емес, біреуді тудырған емес, яки біреуден туған емес, Һәм ол Құдай тағаланың бар болуына ешбір заман жоқ жиһат сәттен яғни, алты түрлі тараптан: оңы, солы, алды, арты, асты, үсті болудан таза-ды».

 

«Если кто-то спросит о сыфатах Аллаха Всевышнего, ему надо ответить так: «Аллах Субханаху уа Таъаля, Который достоин того, чтобы мы поклонялись только Ему - Один и нет никого и ничего, который был бы подобен Ему. Он - Аллах, не является телом, формой, субстанцией, существует вне времени и пространства, не заполняет пустоты, не питается, не пьет, не родил и не был рожден, и Он пречист от того, чтобы быть ограниченным в пространстве с шести сторон: справа, слева, сзади, спереди, снизу и сверху, и Он был таковым даже до начала творения».

 

В этом фрагменте, Ыбырай Алтынсарин свидетельствует о своей чистой акыде. Далее, он говорит: Алла Тағаланың сифат-субутия (тұрақты, дәлелдеуші сипаттары) деген жеті сипаты әуел-хаят яғни, тірі-ді, біздің ақылымыз жетпейтін тірлікпен алим (көпшесі: ұлама - ғұлама, оқымысты, білгір) болушы-ды, құдірет күш иесі-ді, жоқтан бар етуге һәм бардан жоқ етуге күші жетуші, самғ (1.есту, есту қабілеті; 2. сыбыс, хабар) естуші-ді, бізге рәуішті құлақпен емес, басар (1. көру, көз; 2. айыру; 3. қабылдау) көруші-ді, бізге рәуішті көзбен емес, ирадат (тілек, ықылас) тілеуші, яғни, әуелде өзі тағдыр еткен нәрсесін тілеген уақытында дүниеге шығарушы, такуин (жарату, жасау) жоқтан бар етуші-ді, кәләм сөйлеуші-ді, біздің ақылымыз жетпейтін сипатпен, бірақ бұл сөйлеу бізге рәуішті тілмен, әріппен, дауыспен емес».

 

«У Аллаха Таъаля есть так называемые сыфаты-субутия, их всего семь: Живой, Знающий, обладатель знаний не достижимых для нашего разума, Обладатель Могущества, Создатель, Всемогущий Творец, который способен создать из ничего, равно как и превратить в ничто любое создание, Слышащий, но не так как мы, Видящий, но не так как мы, обладатель Воли - воплощающий в реальность желания того, чью судьбу Он предопределил изначально, Такуин – Творящий из ничего, Калям – Говорящий, но не языком, буквами и звуками».

 

В этом фрагменте, несмотря на то, что Ыбырай Алтынсарин говорит, что у Аллаха есть семь сыфатов - а это также является признаком одной из суннитских школ, в частности, ашаритской, он, все же, перечисляет восемь сыфатов, как это принято у матуридитов, в том числе, и сыфат ат-Такуин, который присущ только матуридитской акыде.

 

Таким образом, Ыбырай Алтынсарин говорит тоже самое, что говорили Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердыулы, Машхур Жусуп, а также все ученые ханафитского мазхаба и матуридитской акыды, в том числе, и Духовное управление мусульман Казахстана.

 

Социальный проект «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» реализуется ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» под эгидой Центра поддержки гражданских инициатив.