г. Астана,
ЖК Радуга пр. Кабанбай батыра,
д.5/1, НП-2
info@aqniet.com
В рамках реализации проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» теолог-консультант представительства ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» в Костанайской области Омаров Турган Гельманович выступил с лекцией «Вероучение имама аль-Матуриди» для осужденных верующих, отбывающих уголовное наказание в РГУ «Учреждение УК-161/2».
Имам Абу Мансур аль-Матуриди, его акыда (вероубеждение) и фикх основывались на акыде и фикхе имама Абу Ханифы, ведь он был истинным последователем Великого Имама.
Имам Абу Ханифа стал основоположником мазхаба в фикхе, и этот мазхаб получил название по его имени. В дальнейшем же имам Абу Мансур аль-Матуриди также стал основоположником мазхаба в акыде, который стал носить его имя «Матуридия».
Известно то, что большинство из тех, кто последовал мазхабу «Ханафия» в фикхе, в это же время следовал мазхабу «Матуридия» в акыде и в его усуле. Очевидно, что тех, которые последовали мазхабу «Ханафи-Матуриди», в наше время больше половины исламского мира.
Все суждения имама аль-Матуриди основывались на Благородном Коране и пречистой Сунне. Имам не был лишь кабинетным ученым. Многие тысячи его современников стали на Истинный Путь благодаря его публичным выступлениям. Он никогда не упускал случая выступить при большом стечении народа. Обладая незаурядным талантом оратора, великолепной памятью и огромным багажом достоверных фактов, он всегда оказывался победителем в горячих публичных диспутах. Имам жил и работал в следующем столетии после правления Халифа Мамуна (197/81 по Хиджре), пытавшегося внедрить в халифате ложное учение му'тазилитов.
В это же время стали распространяться идеи древнегреческих философов, ввиду перевода их трудов на арабский язык. Многие ученые того времени, попав под влияние трудов античных философов, стали распространять их ложные идеи. Трактаты по основам вероучения имамов аль-Матуриди, аль-Аш'ари и их учеников помогли мусульманам в то неспокойное время определиться с выбором Верного Пути, завещанного Посланником Аллаха, Мухаммадом (ﷺ).
Как было сказано, выводы имама А’зама Абу Ханифы по Основам Вероучения были выделены из его трудов имамом аль-Матуриди. Он систематизировал эти знания и в своих комментариях дополнил их фактологическим материалом. Имамы последующих поколений мазхаба Ханафи в своих трудах по вероучению придерживались иджтихада имама аль-Матуриди, и по непрерывной цепи эти знания дошли до нашего времени.
Таким образом, труды ученых Суннитов по Богословию (Ильмуль-Калям) строго опираются на Коран и Сунну. В исламском мире, особенно перед Ахлю Сунна уаль Джама’а заслуги имамов Абу Мансура аль-Матуриди и Абуль-Хасана аль-Ашари просто огромны, т.к. они разделили истинное вероубеждение от ложного. В дальнейшем ханафиты, жившие в Средней Азии, Булгаре (территория соверменного Татарстана, России), в Пакистане, Хиндустане, Афганистане, большинство Османской империи стали себя ассоциировать с имамом Абу Мансуром аль-Матуриди; шафииты, маликиты, ханбалиты ассоциировали себя с имамом Абуль-Хасаном аль-Ашари. Вместе акыда «Матуридия-Ашария» - это единственно истинная акыда Ахлю Сунна уаль Джама’а.
Акида Матурудия в Казахстане. В фикхе казахский народ всегда следовал мазхабу Абу Ханифа - богословской правовой школе, основанной одним из выдающихся ученых Ислама первых времен. В акыде казахский народ следовал за имамом Матуриди, поскольку за его школой последовало большинство ханафитов. Связано это было с тем, что имам аль-Матуриди систематизировал убеждения имама Абу Ханифа и отстоял эти убеждения в диспутах.
В целом суннитское богословие в области акыды представляли и представляют две школы: школа имама Матуриди - матуридитская, и школа имама Ашари - ашаритская. Эти две школы имеют одни и те же убеждения по всем основным вопросам, однако по некоторым вопросам между ними есть отличия. При этом, ни одна из этих школ не считает другую заблудшей. Все разногласия между ними являются приемлемыми с точки зрения Шариата.
Так вот, одним из незначительных отличий между двумя суннитскими школами является то, что в ашаритской акыде перечисляются семь cубути-сыфатов (смысловых сыфатов - качеств, атрибутов) Аллаха, которые обязан знать каждый мусульманин. В матуридитской же акыде, таких сыфатов восемь, и восьмым является сыфат Ат-Такуин (Созидание), который используют только матуридиты и никто другой. На самом деле, сыфатов больше, но сейчас речь идет именно о субути сыфатах, количество которых разнится между двумя школами.
Эти различия между суннитскими школами являются допустимыми. Согласно обеим суннитским школам, Аллаху не приписывается место в пространстве, ведь Аллах - это Тот, Кто создал пространство, и после того, как Сам Он его создал - Он не изменился, поскольку изменения присущи только творениям, а не Творцу. Таким образом, Аллах остался таким же, каким и был до сотворения пространства. В отношении Аллаха, существование без места на арабском языке можно выразить словами «ля макан» - «без места».
Имам Абу-Мансур Аль-Матуриди в своей книге 'Ат-Таухид" сказал: «Поистине Аллаһ Всевышний был [вечно], а места не было, и допустимо исчезновение места, а вечность Его такая, как и была, и Он такой, каким и был, и Он был таким, какой сейчас, абсурд по отношению к Нему изменение, исчезновение, превращение».
Таким образом, Аллах существует без места, также, как Он существовал до создания места, и вне времени, поскольку место и время - это тварные категории. А все те коранические аяты и хадисы, буквальный смысл которых может указывать на место в пространстве или другое сходство с творениями, либо не толкуются суннитами вообще, если в этом нет особой необходимости, оставляя истинное знание об их смыслах Аллаху, либо понимаются иносказательно, но только в рамках правил, установленных Шариатом, а также правил арабского языка, и только в крайних ситуациях, чтобы обезопасить некоторые умы от опасного буквализма.
Те же, кто считают, что существование Аллаха без места невозможно, фактически утверждают, что место было предвечным наряду с Аллахом, тогда как мы считаем, что был Аллах и не было ничего, в том числе и пространства, и Он не нуждался в нем до его сотворения, и не нуждается после. Таково разъяснение вкратце.
Переходим к 38-му назиданию Абая (Слова Назидания), в котором он перечисляя субути - сыфаты Аллаха, разделяет их на восемь, как это принято у матуридитов. Абай пишет: «Ты сказал, что веришь в Бога, в Его Атрибуты и Имена. Тогда ты должен знать Его Имена, понять величие сущности каждого из восьми атрибутов, назвавшись мусульманином, почитать себя рабом Всевышнего и стараться подчинить свои помыслы его воле…Вот пречистые атрибуты Аллаха: Жизнь, Знание, Могущество, Видение, Слух, Воля, Речь, Созидание», то есть Аль-Хаят, Аль-Ъильм, Аль-Кудра, Аль-Басар, Ас-Самъ, Аль-Ирада, Аль-Калям, Ат-Такуин.
Обратите внимание на последний сыфат ат-Такуин, который присущ только матуридитской акыде.
Далее, в одном из своих произведений Абай пишет:
«Мекен берген, халық қылған Ол - Лә мәкан,
Түп иесін көксемей бола ма екен?
Және оған қайтпақсың Оны ойламай,
Басқа мақсат ақылға тола ма екен?!».
«Он - Творец пространства и всего сущего,
Тот, кто существует без места (Ля макан),
Как можно не стремиться к своему Творцу?
Как собираешься вернуться к Нему, но не думать о Нем,
Может ли разум представить другую цель (кроме этой)?».
То есть, Аллах, который сотворил все сущее и разместил их в пространстве и во времени, будучи Творцом пространства, не нуждается в нем, и Ему не присуще место. Об этом говорит Абай и все ученые Ахлю Сунна уаль Джамаа.
Итак, после того, как мы убедились в том, что Абай придерживался матуридитской акыды, перейдем к следующей выдающейся личности казахского народа - Шакариму Кудайбердыулы. В своей известной книге «Мұсылман шарты», Шакарим, разъясняя сыфаты Аллаха, пишет: «Помимо этих у Аллаха есть еще восемь субути сыфатов. Живой, Знающий, Могущественный, Волеизъявляющий, Творящий, Говорящий, Слышащий, Видящий. Но эти сыфаты несравнимы с человеческими способностями…».
Как видно из этого, Шакарим тоже перечисляет восемь субути сыфатов, присущих матуридитской акыде.
Из тех, кто жил позже, можем привести в пример Машхура Жусупа Кобейулы - известного казахского поэта, исследователя, просветителя. Как и многие другие выдающиеся представители казахского народа, Машхур Жусуп имел религиозное образование, и поэтому в вопросах религии он хорошо знал, о чем говорил. Разъясняя сыфаты Аллаха, Машхур Жусуп писал:
Ол – Алла жисм, жауһар, ғариз емес,
Боларға басқа басқа бөлектенбес.
Алланы еш нәрсеге ұқсатуға,
Еш нәрсе Оған ұқсап жөні келмес.
Бар Құдай көкте де емес, жерде де емес
Мекенін бір Алланың ешкім білмес.
Он - Аллах, не тело, не субстанция и не акциденция
Он Един и не имеет частей
Аллаху ничто не подобно
И Он ничему не подобен
Творец не на небесах и не на земле
И знаний об этом Он не дал никому
Эти слова Машхура Жусупа явно отвергают салафитскую акыду, и свидетельствуют, что он придерживался чистой акыды Ахлю Сунна уаль Джамаа. Далее он пишет:
Сипаты сегіз болған бірі Кәләм
Сөйлейді, құдіретімен Алла Тағалам,
Сөйлеуі біздей тілмен, жақпен емес
Тіл-жаққа мұқтаж емес секілді адам.
Алды, арты, асты, үсті, оң-солы жоқ
Ауыз, мұрын, аяқ, бас, көз, қолы жоқ
Еш нәрсе ұқсамайды, Ол – еш нәрсеге
Кітаптың айтқанына ойлама көп …
У Него восемь сыфатов и один из них – Аль-Калям
И говорит Он Могуществом своим
И речь его не подобна речи человека
Не посредством языка и рта – Он не нуждается в них
И нет у Него ни передней, ни задней стороны, ни верха и низа, ни левой ни правой сторон
Нет у Него рта, носа, ног, головы, глаз и рук
Не похож Он ни на что и ничто не подобно Ему
И не размышляй много о том, что написано в Книге (о Его Сущности)
Из этого фрагмента мы видим, что Машхур Жусуп, также как и остальные матуридиты, указывает на восемь сыфатов Аллаха. Далее, он говорит, что Аллаху не присущи стороны. После, Машхур Жусуп пишет, что у Аллаха нет рук, ног и прочих органов. Фактически, Машхур Жусуп повторяет известную акыду великого ханафитского ученого - имама ат-Тахави.
Слова с таким же смыслом повторяет и другой известный казахский просветитель и общественный деятель - Ыбырай Алтансырин. В своей книге «Шариатуль Ислам» он пишет:
«Біреу сұраса: Құдай тағаланың сипаты нендей?» - деп.
Жауап беру керек: «Құлшылық етуімізге лайық Алла тәбәрак уа тағала жалғыз-ды, ешкімнің ол Алла тағалаға ұқсастығы, теңдесітігі жоқ. Ол Алла тағала дене иесі емес, сурет иесі емес, асыл жауһардай заттар сипатында емес, мекен я, бір орын иесі емес, бос орынды толтырушыдан емес, тамақ жеушілерден, ішушілерден емес, біреуді тудырған емес, яки біреуден туған емес, Һәм ол Құдай тағаланың бар болуына ешбір заман жоқ жиһат сәттен яғни, алты түрлі тараптан: оңы, солы, алды, арты, асты, үсті болудан таза-ды».
«Если кто-то спросит о сыфатах Аллаха Всевышнего, ему надо ответить так: «Аллах Субханаху уа Таъаля, Который достоин того, чтобы мы поклонялись только Ему - Один и нет никого и ничего, который был бы подобен Ему. Он – Аллах, не является телом, формой, субстанцией, существует вне времени и пространства, не заполняет пустоты, не питается, не пьет, не родил и не был рожден, и Он пречист от того, чтобы быть ограниченным в пространстве с шести сторон: справа, слева, сзади, спереди, снизу и сверху, и Он был таковым даже до начала творения».
В этом фрагменте, Ыбырай Алтынсарин свидетельствует о своей чистой акыде. Далее, он говорит: Алла Тағаланың сифат-субутия (тұрақты, дәлелдеуші сипаттары) деген жеті сипаты әуел-хаят яғни, тірі-ді, біздің ақылымыз жетпейтін тірлікпен алим (көпшесі: ұлама - ғұлама, оқымысты, білгір) болушы-ды, құдірет күш иесі-ді, жоқтан бар етуге һәм бардан жоқ етуге күші жетуші, самғ (1.есту, есту қабілеті; 2. сыбыс, хабар) естуші-ді, бізге рәуішті құлақпен емес, басар (1. көру, көз; 2. айыру; 3. қабылдау) көруші-ді, бізге рәуішті көзбен емес, ирадат (тілек, ықылас) тілеуші, яғни, әуелде өзі тағдыр еткен нәрсесін тілеген уақытында дүниеге шығарушы, такуин (жарату, жасау) жоқтан бар етуші-ді, кәләм сөйлеуші-ді, біздің ақылымыз жетпейтін сипатпен, бірақ бұл сөйлеу бізге рәуішті тілмен, әріппен, дауыспен емес».
«У Аллаха Таъаля есть так называемые сыфаты-субутия, их всего семь: Живой, Знающий, обладатель знаний не достижимых для нашего разума, Обладатель Могущества, Создатель, Всемогущий Творец, который способен создать из ничего, равно как и превратить в ничто любое создание, Слышащий, но не так как мы, Видящий, но не так как мы, обладатель Воли - воплощающий в реальность желания того, чью судьбу Он предопределил изначально, Такуин - Творящий из ничего, Калям - Говорящий, но не языком, буквами и звуками».
В этом фрагменте, несмотря на то, что Ыбырай Алтынсарин говорит, что у Аллаха есть семь сыфатов - а это также является признаком одной из суннитских школ, в частности, ашаритской, он, все же, перечисляет восемь сыфатов, как это принято у матуридитов, в том числе, и сыфат ат-Такуин, который присущ только матуридитской акыде.
Таким образом, Ыбырай Алтынсарин говорит тоже самое, что говорили Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердыулы, Машхур Жусуп, а также все ученые ханафитского мазхаба и матуридитской акыды, в том числе, и Духовное управление мусульман Казахстана.
Проект «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» реализуется ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» под эгидой Центра поддержки гражданских инициатив.