г. Астана,
ЖК Радуга пр. Кабанбай батыра,
д.5/1, НП-2

info@aqniet.com

Теолог ОФ «Ақниет» рассказал осужденным верующим об истории распространения псевдосалафизма

В рамках реализации проекта «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» теолог-консультант представительства ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» в Костанайской области Омаров Турган Гельманович выступил с лекцией «История распространения радикального псевдосалафизма» для осужденных верующих, отбывающих уголовное наказание в РГУ «Учреждение УК-161/2».
Начало ХХI века охарактеризовалось возрождением религии, усилением влияния исламского фактора на международной арене. Инициированная западными странами глобализация, проводимая вместе с ней экономическая и культурная экспансия вызвали ответную реакцию в странах мусульманского мира. При этом осуществляемые под предлогом распространения демократии и защиты прав человека действия Запада, стали расцениваться как политика продвижения своих интересов и укрепления стратегических позиций в важных регионах.
Сложившиеся обстоятельства стали благоприятной почвой для зарождения и развития религиозно-мотивированного экстремизма в мусульманских странах. Возникший религиозный экстремизм и его более опасное явление - терроризм стали острыми дестабилизирующими факторами мировой экономики и политики, в целом международного сообщества.
По своей сути религиозный экстремизм, вырастающий на чувстве несправедливости существующего миропорядка, стал инструментом в руках определенных политических сил. Прикрываясь религиозными догмами и используя радикальную риторику, эти силы разжигают религиозную ненависть и вражду, призывают к насильственному изменению существующего конституционного строя и политической системы той или иной страны для установления теократического государства. Религиозно-политический экстремизм отвергает любые компромиссы и возможность мирного разрешения противоречий, а его последователи отличаются крайней нетерпимостью по отношению к тем, кто не разделяет их взгляды, в том числе своим единоверцам.
Для Казахстана, как и для остальных центрально азиатских республик, наибольшую актуальность представляют вопросы, связанные с распространением в регионе идеологии и практики религиозного экстремизма под влиянием внешних сил. Исходя из своих геополитических интересов, некоторые международные игроки намеренно дестабилизируют социально-экономическую и политическую ситуацию в центрально-азиатском регионе. Обострение ситуации в Центральной Азии происходит посредством распространения радикальной идеологии, манипулирования национальными и религиозными чувствами местного населения.
В некотором отношении радикализм обозначает лишь резкое и бескомпромиссное противопоставление собственных взглядов по отношению к другим. В этом смысле возможен как радикальный социализм, так и радикальный консерватизм. Это дает нам понять, что указанный термин может описывать явление не только отрицательное, но и положительное.
В разные времена радикалами называли общественных деятелей, резко выражавших свои жесткие взгляды и защищавших интересы определенных слоев общества. Таким образом, в своем первоначальном значении, термин определял лишь неприемлемость компромиссов и необязательно предполагал насильственную составляющую, направленную только на разрушение. Многие авторы рассматривали радикализм в качестве катализатора не только для деструктивных, но и для положительных явлений, ускоряющих прогресс.
Однако в некоторых работах, посвященных проблемам радикализма, имеются и другие подходы к определению и содержательной стороне этого термина. Называя неотъемлемыми элементами радикализма агрессивность и разрушительность, они считали, что из разряда идеи он переходит в разряд радикальной, нередко противоправной деятельности.
Так, по мнению российского ученого С.Самойлова радикализм является не идеей, а моделью поведения. При этом, он выделяет основные характеризующие радикализм черты: фундаментальное следование требованиям определенной доктрины; наличие утопических представлений; революционность, провозглашающую неизбежность насильственных действий.
Дагестанский ученый Я. Яхъяев делит радикализм на конструктивный и деструктивный, где первый предполагает прогрессивное революционное развитие, а второй разрушительный консерватизм, но при этом оба подразумевают разрушение существующей системы власти и устоев общества. По мнению этого автора, радикализм предполагается в виде социальнополитической деятельности, основанной на крайней агрессивной идеологии и чрезвычайных разрушительных действиях, направленных на изменение всей социально-политической системы.
Радикализм, как тип деятельности социального и политического характера, который основывается на крайней, в максимальной степени, агрессивной идеологии и сопровождается активными действиями, направленными на резкое изменение существующей социально-политической системы, справедливо может именоваться экстремизмом.
Не менее значимой является интерпретация этого явления в качестве реакции конкретных субъектов на негативные или даже экстремальные социальные условия, в которых они оказались при существующем политическом строе государства и его социально-экономическом развитии. Такое восприятие дает основание для зарождения и развития двух взаимосвязанных сторон радикализма - радикальной идеологии и радикальной деятельности.
Радикализм предполагает крайность взглядов в зависимости от уровня развития его носителя и социальных условий, в которых он находится. В период острых социальных кризисов радикальное мировоззрение обладает предельно максимальным потенциалом деструкции, способным спровоцировать его носителя на активные действия по разрушению сложившейся модели общественной жизни. В этом отношении приверженцы радикальных взглядов становятся идеальным инструментом для достижения силами, претендующими на власть в стране, своих политических целей.
В таких случаях религиозному радикализму придается политическое содержание, которое потом используется в качестве борьбы за власть. По своей сути радикализм еще не становится действием, выходящим за рамки правового поля, но как социальное явление характеризуется крайней формой выражения взглядов, идей и концепций.
В отличие от экстремизма, радикализм не имеет в виду применение неправомерных действий и не причиняет вред общественным или политическим институтам. Носитель радикальных взглядов не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за изложение своих радикальных взглядов, если только они не способны стать причиной правонарушений или могут оказать негативное влияние на общественные процессы.
Под экстремизмом можно понимать деятельность, связанную с насильственными или иными противоправными действиями, основанными на приверженности к крайним взглядам и направленными на разрушение, деструктивное воздействие или подрыв установленных норм и принципов. Экстремизм, как и любое явление, может иметь различные причины и корни, связанные с историческими, политическими, социальными, социально-экономическими и другими особенностями.
С учетом этих особенностей для различных стран и регионов сочетание таких причин может быть разным. При этом, в подавляющем большинстве имеет место переплетение как религиозного, так и националистического экстремизма, в которые легко вовлечь широкие массы.
Наиболее крайней формой экстремизма является терроризм, являющийся самым жестоким силовым методом достижения целей. При помощи террористических актов экстремистские организации пытаются достичь и иногда небезуспешно намеченных целей.
Религиозные экстремисты часто идентифицируются по их принадлежности к определенным религиозным организациям или сектам. Однако существует большое количество неконтролируемых проявлений экстремизма в традиционных религиозных течениях.
С другой стороны, какие бы определения не брались за основу религиозного экстремизма, всегда имеется определенное количество не подпадающих под него сект и культов. Таким образом религиозный экстремизм может существовать в разных типах религиозных организаций.
Считаем, что субъектами религиозного экстремизма могут быть также отдельные фанатично верующие индивиды. Такие лица, как правило, не входят в никакие религиозные сообщества, и их радикальная, экстремистская направленность обусловлена широким распространением иных, находящихся вне традиционных вероучений, форм религиозности.
Несколько реже встречаются религиозные экстремисты-одиночки. Однако общей характерной чертой для таких явлений остается наличие какого-либо заимствованного или разработанного самостоятельно учения религиозного толка и стремление любыми средствами подчинить этому учению окружающих.
В большинстве случаев таким лицам не хватает сил, средств и способностей для претворения в жизнь своих сомнительных теорий. Следует отметить, что для Казахстана, также, как и для остальных центральноазиатских республик бывшего СССР, наибольшую актуальность представляют вопросы влияния внешних сил на процессы распространения религиозного радикализма и экстремизма в регионе.
Переплетение геополитических интересов некоторых стран в Центральной Азии привело к тому, что деятельность радикальных религиозных течений постоянно подогревается и периодически выражается локальными проявлениями в виде игры на национальных и религиозных чувствах. В настоящее время Казахстан является наиболее стабильным государством в регионе и реализует многовекторную политику, направленную на сохранение и дальнейшее укрепление стабильности, а также эффективное решение внешнеполитических и внутриполитических проблем в Центральной Азии.
Вместе с тем, географическое положение Центральной Азии предполагает влияние исламской культуры и этот фактор является особенно важным в свете распространения исламского радикализма. Само понятие «исламский радикализм» очень сложное и неоднозначное.
Прилагательное «исламский», обозначающее принадлежность к конфессии, в принципе несопоставимо с понятиями из категорий «радикализм», «терроризм» и другими их производными, поскольку ислам, как и другие религиозные учения, основывается на принципе талиона - золотого правила морали, добродетели и богобоязненности. Эта позиция подтверждается результатами анализа существующих исламских концептов: модернизма, фундаментализма и традиционализма.
Исламский радикализм зачастую представляется в качестве идеологии, и базирующаяся на ней политическая деятельность характеризуется распространением так называемого «чистого» ислама по отношению к «неистинной вере в мире неверных». Однако такая форма исламского радикализма представляет собой не реальный ислам, а его искаженную форму. Именно поэтому неприемлемо ставить знак равенства между исламом как мировой религией и исламским радикализмом, использующим веру в качестве инструмента, воздействуя, в основном, на малограмотное население мусульманских государств.
Тем не менее, в исламоведческой литературе и обыденном сознании, сопрягаемый с исламом радикализм представляется в качестве реального фактора, формирующего социальную и политическую картину мира. Радикальные мусульмане представляют активную социальную силу, которая полагает допустимым использование насилия, как эффективного средства достижения поставленных политических целей.
Она же нацелена на распространение крайних идеологических догматов и постоянно наращивает практику политического насилия. Разрушительный потенциал радикальных исламских течений направлен на упразднение обществ западного типа.
Такие течения презирают и игнорируют принципы международного права, и не склонны к признанию таких его норм, как территориальная целостность, государственный суверенитет, права и свободы человека, запрет на применение силы, для осуществления своих политических целей. Вместе с тем, следует обратить внимание на двойственность восприятия ислама как религии, которая сама по себе является обычной монотеистической религией, подобно христианству, но в то же время, будучи самой молодой, склоняющейся к излишней пассионарности, и как следствие возможности формирования радикализма. Представители радикальных исламистских течений не затрудняют себя щепетильностью в выборе способов достижения своих целей.
В большинстве случаев исламский радикализм определяется как политический ислам, а лиц, использующих искаженные исламские понятия для достижения политических целей, называют исламистами. Исламский радикализм официально ставит своей целью создание политических условий для внедрения норм шариата в общественной жизни. При этом реализация таких целей предполагает социальную трансформацию всего мирового сообщества. Поэтому исламский радикализм представляется в форме не просто религиозного, но и мировоззренческого отношения к существующему мировому устройству.
Специфика исламского радикализма также связывается с формами социальной мобилизации, при которой любой мусульманин должен быть в состоянии готовности к выполнению любых предписаний, в том числе в форме антагонистического противостояния миру «неверных». Такого рода радикализм неминуемо приобретает формы экстремизма и терроризма, а в качестве идеологического мировоззрения фатализма и фанатизма.
Таким образом, мы видим, что в наши дни из всех религий именно ислам проявляет наибольшую политическую и идеологическую активность. При этом излишне говорить о том, что традиционный и модернистский ислам не представляются как источники экстремизма или терроризма. Проведенный анализ показывает, что единого определения понятий религиозного радикализма и религиозного экстремизма нет, что заставляет экспертов, занимающихся изучением этих проблем разрабатывать собственные рабочие формулировки, которые отвечают их взглядам и убеждениям.
Ислам в свое время также воспринял и воплотил такой подход в системе своих представлений, проистекающих из его видения Вселенной, а иногда и выходящих за рамки своих изначальных постулатов. Так, средневековые мыслители - салафитский ученый Ибн Таймия предложили концепцию деления мира на «дар аль-ислам» (мир ислама), а также «дар аль-куфр» (территория неверия) и «дар аль-харб» (территория войны), которой не было в Коране. Такая концепция резко противопоставляла мир ислама не только войне, но также территории безбожия в понимании мусульманских идеологов. В итоге эти мотивы приобрели экстремальный характер в логике доводимого до крайности религиозного радикализма, с ориентацией на крушение традиционной международной системы.
По представлению радикальных религиозных идеологов разрушение такой системы должно произойти в силу обреченности «общества неверных». Экстремисты заявляют, что ислам должен стать религией мира и в победившем «мире ислама» или «мире веры», не будет границ между государствами и исчезнут культурные противоречия. Залогом такого мироустройства станет идеология шариата, как правовая система и поведенческий императив.
Такие взгляды, к примеру, имеют разительное сходство с представлениями большевиков о грядущей победе мировой революции. Однако история показала, что такая идеология в итоге ведет к распаду и возникает вопрос о ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе.
Как представляется автору, сильная авторитарная власть, обусловленная географическим положением, детерминирует определенный тип политической и религиозной культуры. Нормы культуры формировались исторически на протяжении многих поколений и стали составной частью менталитета.
Нация, воспитанная в режиме покорности, в целом положительно воспринимает клерикальный авторитаризм, примером чему является режим власти в Иране или Саудовской Аравии. Авторитарный тип культуры в этих регионах не позволил сформировать устойчивые демократические принципы. Таким образом, можно говорить о кардинальном различии западной и восточной культур, при котором чрезмерное экономическое и политическое воздействие запада на мусульманский мир вызвало противодействие, а рост радикализма и экстремизма стал детерминантом в ответ на эту экспансию.
В идейно-психологическом и политическом аспектах современного мира, равно как и во всей его предшествующей истории, радикализму принадлежит одно из наиболее заметных мест. Социально-политический феномен этого явления одновременно характеризуется, как древностью, так и современностью, также как те или иные нормы консерватизма. Сам термин, как полагают некоторые исследователи, стал часто употребляемым в конце XVIII века.
ХХ и ХХI века характерны не меньшим, а скорее большим проявлением радикализма. Этому способствовали большое количество революций, установление двух полярного, а затем и однополярного мира, увеличившееся стремление государств и народов к суверенитету, а элементы разложения западной цивилизации и религиозно-политическая активизация мусульманского мира еще больше усилили развитие радикализма и экстремизма.
При этом, наибольшие радикальные преобразования совершались посредством жестокого насилия. ХХ век был буквально нашпигован радикализмом, следствием которого стали две мировые войны, большое количество революций и развитие диктатуры в ряде государств. В современной истории помимо националистических, фашистских режимов в Германии и Италии можно выделить также франкистский режим в Испании, салазаровский в Португалии, пиночетовский в Чили и т.д.
Равным образом под рассматриваемое определение можно подвести Итальянское социальное движение, Республиканскую и Национальнодемократическую партии в ФРГ, Национальный фронт в Англии, Ку-КлуксКлан и нацистскую партию в США, «Новых правых» в странах Европы, а также уверенно набирающий в последнее десятилетие популярность и политическое влияние Национальный фронт Франции. После распада СССР на Кавказе и в Центральной Азии стали распространять свое влияние такие радикальные религиозные организации как: «Партия Исламского освобождения», «Хизб-ут-Тахрир», «Таблиги Джамаат» и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что радикализм и его крайние проявления - экстремизм и терроризм, отчасти являются имманентным компонентом развития общества. В середине ХХ века в силу биполярного устройства мира радикализм стал рассматриваться как одна из особенностей стран «третьего мира» и способ действия определенных маргинальных сообществ.
В XXI веке его роль стала неуклонно возрастать, и в последнее время это явление стало определяющим фактором эпохи. В общественном сознании радикализм нередко тесно связывается с религиозным фактором, в частности, исламским фундаментализмом, исповедующим непримиримость к неисламскому миру и радикальной реакцией на кризис как мусульманского, так и остального мира.
Однако истоки радикализма первоначально следуют не только из бинарного и религиозного восприятия мира, но также в силу национального обособления. Такая форма радикализма характерна стремлением к суверенитету и потому известна с древнейших времен, определяясь этническими контактами сосуществования, ассимиляции и слияния.
При системе сосуществования этносы между собой не смешиваются, а лишь в той или иной степени подражают друг другу, заимствуя преимущественно технические нововведения. При этом психологически всегда существует деление на «своих и чужих». Ассимиляция представляет собой поглощение одним этносом другого с полным забвением былых традиций и образа жизни.
В этом контексте может представлять интерес положение малых этносов в России, некоторые из которых уже считают себя русскими. Рост радикализма объяснялся крахом советской модели управления, приведшей к вакууму законной власти. Парад суверенитетов оборвал как политические, так и экономические связи, разрушил хозяйственную взаимозависимость и взаимодополняемость регионов, республик, что привело к массовым социальным волнениям.
Во многих республиках произошла архаизация общества, стимулируемая изгнанием религиозных и этнических меньшинств. В России активно действовало Русское православное национал-социалистическое движение (РПНСД), являвшееся типичным представителем одного из видов правого радикализма, а именно религиозного ультранационализма. РПНСД стремилось принимать участие в политической деятельности, представляя собой как религиозную, так и политическую структуру.
Религиозный радикализм нагнетал негативную обстановку на Кавказе, в центрально азиатском регионе и практически во всех республиках бывшего СССР. Помимо экстремистских движений следует отметить также образованные с благословения православной церкви организации, подверженные идеям радикализма. К таким организациям можно отнести «Православных хоругвеносцев», созданную в 1992 году. Несмотря на то, что биполярность является явлением свойственным прошлым векам, в настоящее время продолжается максималистское противопоставление одних стран, сообществ, конфессий другим.
Поводы в современную эпоху, в целом, не отличаются особым разнообразием. Основным является дихотомия между богатством и бедностью, являющейся в настоящее время не внутренней проблемой того или иного государства, а глобальной международной проблемой. При этом в концептуальных идеологических построениях всегда в той или иной степени имеет место религиозная составляющая, к которой сохраняется повышенный интерес.
Кроме того, сегодня также происходит столкновение противоположных тенденций, с одной стороны роста религиозности, с другой, атеизма. Разделение мирового сообщества на две части по религиозному признаку является условным, поскольку не учитывается существование многих промежуточных ситуаций. Таким образом, росту радикализма и экстремизма, в том числе религиозного способствуют переломные моменты в истории стран и народов. Центром зарождения ислама является территория современной Саудовской Аравии, где были заложены политические и экономические основы для формирования самостоятельной исламской цивилизации.
В дальнейшем ислам стал распространяться в районы Северной Африки, Испанию, а также на территорию современного Ирана и районы Центральной Азии. На этих территориях соответственно сложились свои уникальные образцы мусульманской государственности и получил распространение арабский язык, как язык межрегионального общения.
В 1928 году в Египте была создана организация «Братьев-мусульман», в идеологии которой была заложена концепция джихада. Эта организация располагала силами для подготовки боевиков и имела широкую сферу деятельности, сохранившись и в современную эпоху. Постепенно радикальные исламские течения распространились на весь мир, и стали источником практически всех угроз терроризма. Для мусульман слово «религия» образует совершенно иной смысл, и представляет собой не просто веру, а предполагает образ жизни.
Нормы ислама образуют единое целое мусульманского общества и его правовой системы. Следует заметить, что мусульманский мир исторически не отличался единством и устойчивостью. На него оказывали постоянное воздействие внутренние и внешние противоречия, что в большей степени способствовало развитию радикального менталитета и идеологий, что в итоге перешло в идеологию экстремизма. Так, к внутренним противоречиям можно отнести множество направлений, различающихся по своим взглядам на религиозные положения относительно священных текстов в вопросах веры, истории, роли мусульманского общества.
Различия во взглядах раскалывали целостность конфессии, порождая значительные, порой драматические проблемы. В VII-VIII вв. образовались разногласия по вопросам веры в отношении лиц, совершивших тяжкий грех, при котором стороны стали занимать антагонистические позиции, образовав три течения – хариджиты, мурджииты и мутазилиты».
Таким образом, разногласия и противоречия в истории ислама исходят из глубины веков и при этом экстремистские идеи сопровождали исламскую религию всегда. Различие заключалось в зависимости от исторических периодов, при которых менялись и цели. В итоге радикальные течения распространили свою деятельность на все мусульманские государства и государства всего мира, и в итоге объектом их экстремистских действий стали также правоверные мусульмане, чем подчеркивается, что мусульманский мир никогда не характеризовался единством. Так, хариджиты, мурджииты и мутазилиты имели следующие разногласия.
Первые придерживались радикальной позиции, согласно которой совершивший тяжкий грех мусульманин перестает быть таковым, переходя в статус неверующего (кяфира). Мурджииты не склонялись к таким крайностям, считая, что мусульманину достаточно сохранять в душе верность и преданность своей вере, несмотря на то, что совершил грех. Мутазилиты находились на промежуточной позиции, разработав доктрину о некоем среднем состоянии между двумя указанными категориями, определяя таким образом в оценочном порядке мусульманина, совершившего тяжкий грех.
Поскольку при Пророке Мухаммаде (ﷺ) власть была теократической, то она считается образцом управления в мусульманских государствах, так как Пророк проповедовал неразделимость духовной и светской власти. Однако после его смерти, эта проблема стала поводом для раскола со стороны всего мусульманского сообщества на группировки, каждая из которых имела свое мнение о вопросе власти. Антагонизмы в мусульманском мире также связывались с другими вопросами идеологического и политического характера, что породило неопределенность путей развития исламского мира и способствовало созданию явления исламского экстремизма.
Эта борьба продолжается и в настоящее время, иногда проявляясь в открытых столкновениях между различными течениями. Кроме того, приведенные внутренние противоречия столкнулись с внешними в виде влияния западного мира, а арабо-израильские войны усугубили ненависть к израильтянам и их западным покровителям.
Тем самым исламский радикализм стал искать идеологическую опору в Священных текстах, переиначивая и выделяя их противоречивые положения со своей интерпретацией. Наличие значительных расхождений и противоречий в толковании мусульманского вероучения позволяет использовать его положения для обоснования современного состояния исламского экстремизма.
В ситуации глобализации традиционный ислам может быть идеей, которая могла бы консолидировать всех мусульман в единую основу на базе реальных исторических традиций, закрепленных в Священных текстах, что позволит использовать таковые для противодействия исламскому экстремизму и терроризму. Таким образом, проблема власти привела к расколу мусульманского духовенства на различные группировки, каждая из которых проповедовала свою жесткую позицию по поводу вопроса власти.
Так, «хариджиты» считали, что власть должна иметь общинный характер с выборностью глав общин; шииты определяли божественный характер власти; сунниты занимали промежуточную позицию. После поражений в арабо-израильских конфликтах со стороны мусульман сформировался комплекс ненависти и желание реванша.
Однако исторические предпосылки исламского экстремизма в современном виде были порождены еще в конце XIX века, а в конце ХХ века, в 40 силу указанного воздействия со стороны западных стран, были резко активизированы, посредством призывов создания исламских государств Ближнего и Среднего Востока, а также Кавказа. К основным свойствам исламского экстремизма относят, помимо возврата к базовым принципам ислама, объединение всех мусульманских сообществ по нормам шариата, восстановления верховной власти Аллаха с направленностью на нанесение максимального вреда «неверным», независимо от характера последствий такого вреда.
Радикальные, экстремистские исламские течения руководствуются идеологией тоталитарного типа, которая не приемлет светских принципов, не признает другие религии и нередко прибегает к силовым методам для достижения своих целей.
Радикальными исламистами отрицается всеобщая грамотность, равенство по половому признаку и свобода совести. Все это провозглашается «истинным» традиционным исламом, что позволяет вовлекать в борьбу с «неверными» множество этнических мусульман, живущих как в западных, так и мусульманских странах.
Радикальные, экстремистские исламские течения стали по-своему трактовать аяты (положения) Корана. Так, по Корану джихад в буквальном смысле означает «путь усилий и рвений на пути к Богу», тогда как сам путь Бога является путем добра и ненасилия, путь всеобщей справедливости. Поэтому в реальности джихад означает интеллектуальное совершенствование и работа над своим сознанием, а рвение в джихаде предполагается исключительно, как мирное действие.
Между тем, благодаря религиозным экстремистам такое слово в общемировом дискурсе стало синонимом насилия, экстремизма и терроризма. Таким образом традиционный ислам не предполагает какого-либо экстремизма и имеющиеся в Коране ссылки на экстремистские действия являются реакцией того времени на политические действия насильственного характера со стороны язычников и потому адресованы тиранам. В реальности ислам является религией добра и справедливости и призывает людей вести праведную жизнь.
Основные положения традиционного ислама сводятся к следующим элементам:
- все люди являются одной семьей;
- мусульмане являются братьями и сестрами по отношению друг к другу;
- приоритет социальной справедливости;
- необходимость жить честно и достойно;
- богатый не должен стремиться стать еще богаче, если другой остается бедным.
Возникшие из корней традиционного ислама радикальные экстремистские течения используют религию в качестве инструмента, посвоему интерпретируя аяты Корана, что наносит существенный моральнополитический ущерб конфессии и является угрозой общественной безопасности.
Социальный проект «Обеспечение единых механизмов проведения в регионах религиозной разъяснительной и реабилитационной работы» реализуется ОФ «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» под эгидой Центра поддержки гражданских инициатив.